Доклад ответственного Комитета Верховного Совета ПМР по законодательству  к проекту закона ПМР «О внесении изменений в Уголовный кодекс  Приднестровской Молдавской Республики».

Представленный законопроект внесен на рассмотрение Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики Президентом Приднестровской Молдавской Республики в режиме законодательной необходимости (распоряжение Президента от 14 февраля 2013 года № 90рп с изменением, внесенным  распоряжением Президента от 19 марта  2013 года № 144рп).

Целью внесения данной законодательной инициативы является отмена сроков давности привлечения к уголовной ответственности, а равно исполнения обвинительного приговора суда в отношении лиц, совершивших такое уголовное преступление, как убийство

Данным законопроектом предлагается расширить круг преступных деяний, к которым не применяются сроки давности (ст. 77 и ст. 82 УК ПМР), дополнив их составом преступлений, предусмотренным статьей 104 УК ПМР (убийство), распространив данные положения на правоотношения, возникшие с 1 января 1993 года.

 

Комитет, рассмотрев данный законопроект, отмечает следующее.

I. В Уголовном кодексе ПМР предусмотрены основания освобождения от уголовной ответственности и от наказания (Раздел 4 УК ПМР). В разделе 4 УК ПМР предусмотрены случаи, при которых лицо, совершившее уголовное преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности, в том числе случаи, когда осужденный может быть освобожден от отбывания наказания. В настоящее время предусмотрено 8 оснований (ст. 74-77.1, 83, 84, 89 УК ПМР) освобождения от уголовной ответственности или от наказания.

Одним из таких оснований является истечение сроков давности привлечения к уголовной ответственности или обвинительного приговора суда.. Под  давностью исходя из положений статей 77 и 82 УК ПМР понимается истечение установленных уголовным законом сроков после совершения преступления или вступления в силу обвинительного приговора суда, в силу чего привлечение виннового лица к уголовной ответственности, а равно приведение в исполнение обвинительного приговора представляется невозможным. При этом истечение срока давности привлечения к уголовной ответственности не является реабилитирующим обстоятельством, однако государство считает возможным освободить лицо от уголовной ответственности, если истекли сроки установленные  уголовным законом.

 

В публичном праве установление сроков давности связывается с презумпцией утраты общественной вредности самим правонарушением либо правонарушителем по прошествии длительного времени с момента совершения правонарушения.

Материально-правовым основанием применения института давности является нецелесообразность применения мер уголовной репрессии к лицам, совершившим преступление достаточно давно. В большинстве случаев это связывают с тем, что акт преступления утрачивает социальную актуальность, в результате чего меры уголовной ответственности не будут иметь должного предупредительно эффекта, а также не будут способствовать удовлетворению потребности потерпевшего и общества в целом в восстановлении социальной справедливости. Кроме того, имеются основания процессуального характера,  поскольку  по прошествии длительного времени существенно затрудняется расследование, утрачивают или теряют силу доказательства по делу, забываются или искажаются в памяти сведения, известные свидетелям, потерпевшим. Вследствие этого объективное рассмотрение судом дел этой категории в большинстве случаев становится затруднительным, а отдельных случаях невозможным.

Согласно положениям статей 77 и 82 УК ПМР в случае совершения особо тяжкого преступления (к категории которых относятся преступления, предусмотренные частями 1, 2, 3 статьи 104 УК ПМР)  или при осуждении за такое преступление  срок давности  привлечения к уголовной ответственности, а так же срок давности исполнения обвинительного приговора составляет 15 лет.

Вместе с тем, в соответствии с частью 4 статьи 77 УК ПМР вопрос о применении сроков давности к лицу, совершившему преступление, наказуемое смертной казнью, пожизненным лишением свободы, решается судом. Если суд не сочтет возможным освободить указанное лицо от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности, то смертная казнь, пожизненное лишение свободы не применяются.

Аналогичная по концепции норма предусмотрена частью 3 статьи 82 УК ПМР и в отношении возможности применения срока давности обвинительного приговора.

Учитывая, что санкциями составов преступлений, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 104 УК ПМР, установлены наказания в том числе и в виде смертной казни или пожизненного лишения свободы, в настоящее время решение о применении либо не применении  соответствующих сроков давности   должно приниматься судом.

Так же, в срок давности не включается период, в течение которого лицо, совершившее преступление (осужденный), уклонялось от следствия и суда (часть 3 статьи 77 и часть 2 статьи 82 УК ПМР).

Таким образом, в настоящее время уголовным законодательством ПМР установлена возможность неприменения по частям 2 и 3 статьи 104 УК ПМР  сроков давности по решению суда.

 

Вместе с тем, автор законопроекта предлагает исключить возможность применения сроков давности привлечения к уголовной ответственности и обвинительного приговора по отношению к лицам, совершившим убийство, ввиду высокой социальной значимости отношения государства к неоспоримой высшей ценности человеческой жизни.

Для сведения: Сравнительно-правовой анализ уголовного законодательства сопредельных государств (Российская Федерация, Украина, Республика Казахстан, Республика Молдова, Республика Беларусь) в данной  сфере правоотношений свидетельствует о том, что нормы о неприменение сроков давности за такое преступление как убийство, в практике данных государств – отсутствуют.

II. Статьей 2 проекта закона предлагается придать ему обратную силу, распространив действие на правоотношения, возникшие с 1 января 1993 года.

В данной связи предлагаемую автором законопроекта норму следует рассмотреть с нескольких аспектов.

1. Принципы обратной силы уголовного закона и действия его во времени.

1) Исходя из общего принципа действия нормативного акта во времени следует правило «закон обратной силы не имеет».

Данное правило означает, что нормативный акт не распространяется на факты и юридические последствия, которые наступили до его вступления в силу.

Принцип "закон обратной силы не имеет" гарантирует определенность и прочность правопорядка в государстве, препятствует произвольному применению юридических норм, обеспечивает надлежащее воспитательное воздействие норм права, прочную законность.

При этом данный принцип не является абсолютным. Из него могут быть сделаны исключения, которые, однако, допустимы только по решению самих правотворческих органов путем указания об этом непосредственно в законе.

Такого рода исключения обоснованы гуманными соображениями, необходимостью обеспечения единства в правоотношениях, в осуществлении определенных запретительных мер.

Так, статьей 8 УК ПМР устанавливается принцип действия уголовного закона во времени, согласно которого преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния.

 В части 1 статьи 9 УК ПМР сформулирован принцип действия обратной силы уголовного закона, который в свою очередь подразделяется на принцип обратимости более мягкого уголовного закона и принцип необратимости более строгого уголовного закона. Положения этой нормы оговаривают случаи, когда уголовный закон имеет обратную силу и когда не имеет.

Так уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость.

Важно обозначить, что частью первой статьи 9 УК ПМР установлен исчерпывающий перечень обстоятельств, на основании которых допускается возможность придания обратной силы уголовному закону.

В свою очередь этой же частью статьи 9 УК ПМР обозначены случаи, в которых уголовный закон обратной силы не имеет. Так, уголовный закон устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, совершившего преступление, обратной силы не имеет.  Данное императивное предписание устанавливает невозможность в таких случаях распространения на лиц, совершивших преступление в период действия иного уголовного закона, положений нового уголовного закона, действующего на момент его применения.

Для сведения: аналогичная норма предусмотрена в статье 8 Кодекса ПМР об административных правонарушениях, которой также установлен принцип действия обратной силы закона.

2) Если применять принцип «закон обратной силы не имеет» к Особенной части Уголовного кодекса ПМР, то его применение предельно ясно и недвусмысленно. Так, придание обратной силы уголовному закону, которым предусматривается криминализация преступления, прямо противоречит статье 9 УК ПМР, в связи с тем, что устанавливается новое преступное деяния, за которое до принятия данного закона  не предусматривалась ответственность.

В том числе, равным образом не имеет обратной силы закон, устанавливающий более жесткую санкцию за совершение уголовно наказуемого деяния.

Вместе с тем необходимо учитывать, что положения об обратной силе уголовного закона распространяются не только на нормы Особенной, но и Общей части УК ПМР.

Следует отметить, что преступность и наказуемость деяний определяются нормами как Особенной, так и Общей части Уголовного кодекса ПМР о преступлениях и наказаниях. Особенность структуры Общей части УК ПМР со¬стоит в том, что она включает в себя преимуществен¬но разъяснительные нормы. Такого рода уголовно-правовые нормы, формулирующие общие положения, принципы, понятия, так или иначе опре¬деляют пределы преступности и наказуемости деяний, пределы уголовной ответственности, те или иные случаи улучшения или ухудшения положения лица, совершившего преступление.

При этом под "преступностью"   понимается   как  оконченное   пре¬ступление, так и приготовление к преступлению, по¬кушение на преступление и соучастие в совершении преступления. Под "наказуемостью" имеется в виду как уголовное наказание, его виды и размеры, так и иные меры уголовно-правового характера, поскольку они также могут улучшать или ухудшать положение лица. К таким мерам следует отнести меры и последствия, связанные с той или иной категорией преступ¬лений (ст. 14 УК ПМР), меры, определяемые в разделе 4 УК ПМР об освобождении от уголовной ответственности и от наказания,   принудительные   меры   воспитательного воздействия (ст. 89 УК ПМР) и принудительные меры меди-цинского характера (раздел 6 УК ПМР) и др.

Таким образом, нормы о давности привлечения к уголовной ответственности, давности исполнения обвинительного приговора относятся к нормам, регулирующим вопросы наказуемости деяний.

 3) В период с 1 января 1993 года по 22 июля 2002 года на территории ПМР действовал Уголовный Кодекс МССР от 24 марта 1961 года, с соответствующими изменениями и дополнениями.

На основании чего, в рамках изучения правовых последствий принципа действия обратной силы закона,  предусмотренного статьей 9 УК ПМР, на предмет ухудшения либо улучшения положения лица, совершившего преступление до 22 июля 2002 года, необходимо провести сравнение предусмотренных  УК МССР сроков давности по убийству (ст. 88, 89 УК МССР), указанных в статьях  46, 47 УК МССР с аналогичными сроками давности, предусмотренными статьями 77, 82 УК ПМР, в том числе в  редакции проекта закона.

Так, согласно положений статьи 46 УК МССР срок давности привлечения к уголовной ответственности за убийство составлял 10 лет. Согласно положений статьи 77 УК ПМР данный срок составляет 15 лет. Аналогичная ситуация складывается и в отношении срока давности обвинительного приговора. В то же время автор законопроекта предлагает не применение сроков давности за убийство. Исходя из сравнительного анализа ныне действующего и действовавшего до 22 июля 2002 года уголовного  законодательства можно сделать вывод, что срок давности устанавливаемый установленный статьей 46 УК МССР, меньше срока давности, установленного статьей 77 УК ПМР, и тем более будет меньше в случае принятия предложения о нераспространении сроков давности за убийство. Следовательно, руководствуясь положениями статей 8 и 9 УК ПМР, в случае совершения убийства в период до 22 июля 2002 года, данное деяние, в силу действия  положений статей 8 и 9 УК ПМР, подлежит квалификации по ст.ст. 88 или 89 УК МССР. С учетом этих же норм УК ПМР при рассмотрении вопросов о сроке давности привлечения к уголовной ответственности и исполнении обвинительного приговора по обозначенным преступным деяниям следует руководствоваться нормами, предусмотренными УК МССР, как предоставляющими возможность применения меньших сроков давности по сравнению с действующим уголовным законом.

4) Кроме того конструкция предлагаемой автором нормы пункта 1 статьи 1  проекта закона по своему смысловому содержанию относит преступление, предусмотренное статьей 104 (убийство), к преступлениям против мира и безопасности, что не соответствует классификации преступлений по разделам УК ПМР. Более того, поименование как самого состава преступления (убийство), так и ссылка на цифровое обозначение (статья 104), во взаимосвязи с предложением автора о придании закону обратной силы с 1 января 1993 года предполагает по сути распространение действия статьи 104 УК ПМР (убийство) на правоотношения, возникшие с 1 января 1993 года.

 

При этом статьей 104 УК ПМР устанавливается ответственность за убийство  в виде лишения свободы на срок от 6 до 25 лет, в то время как санкция за аналогичные преступления, поименованные в УК МССР как «умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах» и «умышленное убийство» (статьи 88 и 89 УК МССР соответственно) предусматривают наказание в виде лишением свободы на срок  от 5 до 15 лет. Исходя из чего, действующим УК ПМР установлена более тяжкая  ответственность за данное преступное деяние по сравнению с УК МССР. Одновременно с этим положениями части второй и третьей статьи 104 УК ПМР установлены квалифицирующие признаки убийства, которые не предусматривались в статье 88 УК МССР. На основании чего, в случае принятия данного проекта закона   возникнет правовая неопределенность в вопросе каким образом применять обратную силу в части неприменения сроков давности к убийствам (статья 104 УК ПМР), совершенным в период с 1 января 1993 года по 22 июля 2002 года, когда в силу положений статей 8 и 9 УК ПМР такие преступные деяния  должны квалифицироваться как «умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах»  или «умышленное убийство» по статьям 88 и 89 УК МССР соответственно.

5) В ходе правового анализа предложения автора законопроекта о придании закону обратной силы необходимо так же обратить внимание на  правовую позицию Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики, который согласно статье 86 Конституции ПМР является органом конституционного контроля и гарантирует верховенство Конституции ПМР. Так в пункте 6.1 Постановления № 06-П/03 от 9 декабря 2003 года Конституционный суд указывает:

«В соответствии со статьей 8 (пункт 1) Уголовного кодекса Приднестровской Молдавской Республики, введенного в действие Законом Приднестровской Молдавской Республики от 7 июня 2002 года № 138-З-III «О введении в действие Уголовного Кодекса Приднестровской Молдавской Республики», преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния. Указанная норма содержит прямой запрет, касающийся придания уголовному закону обратной силы, что соответствует принципам справедливости и гуманизма. Одновременно Уголовный кодекс Приднестровской Молдавской Республики не препятствует приданию обратной силы уголовному закону, устраняющему преступность деяния, смягчающему наказание или иным образом улучшающему положение лица, совершившего преступление (пункт 1 статьи 9). При этом уголовный закон, смягчающий ответственность, должен применяться на любой стадии производства по делу, включая надзорное производство.

 Из смысла указанных норм Уголовного кодекса Приднестровской Молдавской Республики следует, что преступность и наказуемость на территории Приднестровской Молдавской Республики определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния, за исключением случаев, когда закон смягчает уголовную ответственность. Следовательно, законы и другие правовые акты Союза ССР, Молдавской ССР, ССР Молдова, а значит, и Постановления Пленумов Верховных Судов могут применяться только при рассмотрении дел по обвинению лиц, совершивших преступление (общественно опасное деяние (действие или бездействие) до 22 июля 2002 года, то есть до введения в действие Уголовного кодекса Приднестровской Молдавской Республики, за исключением случаев, прямо предусмотренных статьей 9 указанного Кодекса».

На основании изложенного, предложение автора законопроекта о распространении его действия на правоотношения, возникшие с 1 января 1993 года,  противоречит положениям статей 8 и 9 УК ПМР.

2. Процессуальный аспект.

Как следует из приложения № 1 к пояснительной записке к законопроекту за период с 1992 года по 2012 год нераскрытыми значатся 579 убийств.  За этот же период было прекращено 20 уголовных дел по истечению сроков давности (из них 18 – в 1992г., 1- в 1994г. и 1 – в 1995г.). Таким образом, за период, на который автором предлагается распространить действие обратной силы закона в части неприменения сроков давности всего по причине истечения срока давности было прекращено 2 уголовных дела.

  Как следует из приложения №2 к пояснительной записке к законопроекту предварительное следствие по большей части уголовных дел, возбужденных по факту убийства (статьи 88, 89 УК МССР, ст. 104 УК ПМР) приостановлено в связи с не установлением лиц, совершивших преступление.

 В данной связи обращает внимание то обстоятельство, что в соответствии с уголовным законодательством ПМР (часть 4 статьи 77 УК ПМР) так же как и уголовным законодательством МССР (часть четвертая статьи 46 УК МССР) вопрос о применении сроков давности к лицу, совершившему преступление, наказуемое смертной казнью либо пожизненным лишением свободы, решается судом. Если суд не сочтет возможным освободить указанное лицо от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности, то смертная казнь, пожизненное лишение свободы не применяются.

 Аналогичная по концепции норма предусмотрена частью 3 статьи 82 УК ПМР и в отношении возможности применения срока давности обвинительного приговора.

Учитывая, что санкциями составов преступлений, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 104 УК ПМР, статьи 88 УК МССР установлены наказания в том числе и в виде смертной казни или пожизненного лишения свободы, в настоящее время решение о применении либо не применении  соответствующих сроков давности   должно приниматься судом.

Указанный механизм применения сроков давности привлечения к уголовной ответственности не допускает прекращения вышеуказанных уголовных дел в связи с истечением срока давности по постановлению следователя, поскольку разрешение данного вопроса относится к компетенции судебных органов.

Таким образом, в настоящее время не существует никаких препятствий для возобновления предварительного следствия по таким категориям дел в случае установления лица, виновного в совершении такого преступного деяния. Более того, проведение следственных действий, направленных на установление такого лица, а так же собирание доказательств его виновности, установление правильной квалификации совершенного им деяния (что является определяющим фактором в вопросе определения механизма применения срока давности привлечения к уголовной ответственности за убийство) является непосредственной обязанностью органов предварительного следствия.

Кроме того, в соответствии с частью третьей статьи 77 УК Приднестровской Молдавской Республики течение сроков давности приостанавливается, если лицо, совершившее преступление, уклоняется от следствия и суда, и возобновляется  с момента задержания указанного лица или его явки с повинной. Иными словами, если органом предварительного расследования установлено лицо, виновное в совершении преступления, но данное лицо скрывается от следствия или суда, то период уклонения этого лица от следствия и суда в срок давности не засчитывается. В этом случае течение этого срока приостанавливается до момента задержания лица.

3. Сравнительно-правовой анализ норм международного права и законодательства сопредельных государств.

Постановлением Верховного Совета ПМР от 22 сентября 1992 года № 226 «Об отношении Приднестровской Молдавской Республики к международным договорам и другим актам по правам человека» Приднестровская Молдавская Республика ратифицировала основные международные акты по правам человека.

При этом необходимо отметить, что согласно части второй статьи 10 Конституции ПМР общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Приднестровской Молдавской Республики являются основой отношений с другими государствами и составной частью правовой системы.

Согласно части первой статьи 7 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (от 4 ноября 1950 года) никто не может быть осужден за совершение какого-либо деяния или за бездействие, которое согласно действовавшему в момент его совершения национальному или международному праву не являлось уголовным преступлением. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое подлежало применению в момент совершения уголовного преступления.

С целью единообразного понимания статьи 7 данной Конвенции следует обозначить, что Европейский суд по правам человека в своем Постановлении от 17 декабря 2009 года указал на следующее:

«Статья 7 Конвенции воплощает в себе, среди прочего, принцип, что только закон может определить преступление и предписать за него наказание. В то время как данная статья запрещает, в частности, применение уголовного закона с приданием ему обратной силы в ухудшение положения обвиняемого или распространение наказуемости в уголовном порядке на деяния, которые ранее не считались уголовно наказуемыми, она также содержит принцип, что уголовный закон не должен широко толковаться в ущерб интересам обвиняемого, например, по аналогии».

Одновременно с этим отмечаем, что норма, аналогичная вышеуказанным положениям Конвенции, закреплена в части 2 статьи 11 Всеобщей декларации прав человека, в части 1 статьи 15 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Резюмируя изложенное, принципы действия уголовного закона во времени и обратной силы уголовного закона, отображенные в  превалирующих международных актах по защите прав человека, непрекословно подлежит выполнению Приднестровской Молдавской Республикой.

Кроме того, принцип обратной силы уголовного закона, нашел свое отражение в законодательстве большинства сопредельных государств, правовые системы которых схожи с нашей в силу родственности по географическим, историческим, этнокультурным и другим факторам.

Российская Федерация, Конституция РФ

 

Статья 54

1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

 2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Уголовный кодекс РФ

Статья 10. Обратная сила уголовного закона

1. Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Украина, Конституция Украины

Статья 58

Законы и иные нормативно – правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица.

Никто не может отвечать за деяния, которые на момент их совершения не признавались законом как правонарушения.

Уголовный кодекс Украины

Статья 5. Обратная сила закона об уголовной ответственности во времени

2. Закон об уголовной ответственности, устанавливающий преступность деяния, усиливающий уголовную ответственность или иным образом ухудшает положение лица, не имеет обратного действия во времени.

Республика Казахстан,  Конституция Республики Казахстан

Статья 77

 При применении закона судья должен руководствоваться следующими принципами:

законы, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют. Если после совершения правонарушения ответственность за него законом отменена или смягчена, применяется новый закон;

Уголовный кодекс Республики Казахстан

Статья 5. Обратная сила уголовного закона

3. Закон, устанавливающий преступность или наказуемость деяния, усиливающий ответственность или наказание или иным образом ухудшающий положение лица, совершившего это деяние, обратной силы не имеет.

Республика Беларусь, Конституция Республики Беларусь

Статья 104.

Закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан.

Уголовный кодекс Республики Беларусь

Статья 9. Действие уголовного закона во времени

3. Закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, совершившего это деяние, обратной силы не имеет.

Республика Молдова, Конституция Республики Молдова

Статья 22. Необратимость закона. Никто не может быть осужден за действия или за бездействие, которые в момент их совершения не составляли преступления. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то,  которое могло быть применено в момент совершения преступления.

Уголовный кодекс Республики Молдова,

Статья 10. Обратная сила уголовного закона

2. Уголовный закон, усиливающий наказание или ухудшающий положение лица, совершившего это деяние, не имеет обратной силы.

Исходя из сравнительно-правового анализа принцип обратной силы уголовного закона в сопредельных государствах является конституционным и закреплен как в Конституции данных государств, так и в уголовных кодексах.

4. Соотношение и взаимосвязь принципов уголовного права.

Основываясь на принципе законности, закрепленном в статье 2 Конституции ПМР,  органы государственной власти и управления, местного самоуправления, должностные лица, общественные объединения и граждане обязаны соблюдать Конституцию и законы Приднестровской Молдавской Республики.

В данном аспекте является недопустимым подмены законности целесообразностью. В частности это означает, что субъектам правовых отношений предоставляется возможность принимать наиболее эффективные, целесообразные решения в границах правового поля, определенного нормой права. Запрещается выходить за правовое поле, нарушать нормативно-правовые акты, они обязаны руководствоваться исключительно требованиями законности. Любые попытки объяснить отступление от действующего законодательства целесообразностью недопустимы.

Принципы действия уголовного закона во времени также имеют непреклонное, непререкаемое значение и обладают всеобщей обязательной силой. Законодатель не вправе придавать более строгому уголовному закону обратную силу и ограничивать действие закона, имеющего обратную силу, по каким бы то ни было "высшим" государственным соображениям, интересам и мотивам. Высший государственный интерес состоит в том, чтобы законы соблюдались всеми ветвями власти — законодательной, исполнительной и судебной, всеми должностными лицами и гражданами.

 

 Придание более строгому уголовному закону обратной силы, а также неприменение в какой бы то ни было части более мягкого закона несовместимы с принципами гуманизма и справедливости, противоречат общепризнанным нормам международного права. Такие случаи нельзя рассматривать иначе как возмездие, месть, жестокость, чуждые уголовному праву.

Что касается принципа неотвратимости наказания, обозначенного автором законопроекта в пояснительной записке, то следует отметить, что данный принцип не входит в систему принципов уголовного права Приднестровской Молдавской Республики.

Вместе с тем, не отрицая важную роль принципа неотвратимости ответственности, как основного условия ее эффективности (в том числе и эффективности деятельности правоохранительных органов по раскрытию преступлений) и предупредительного значения, вместе с тем нельзя допускать безусловного его применения, без взаимосвязи с другими принципами  уголовного права: законности, гуманизма, справедливости, обратной силы уголовного закона, действия уголовного закона во времени и др.

Иное понимание этого принципа ставило бы под сомнение легитимность таких институтов уголовного права, как амнистия, помилование, освобождение от уголовной ответственности и от наказания, условно-досрочного освобождения и других, позволяющих при наличии определенных обстоятельств тем или иным способом смягчить положение виновного лица.

Источник: ИА "ТИРАС"

Поделиться ссылкой
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники