О развитии приднестровской налоговой системы

nalogiГотова ли республика к обновлению налоговой системы или рациональнее работать в рамках действующей – поиску ответа на этот вопрос, по словам министра экономического развития Майи Парнас, посвящено мероприятие.

Чтобы разговор получился объективным, за круглым столом собрались представители правительства, налоговых органов, законодатели, эксперты в области экономики, а также непосредственно те, кому придется работать по новым законам.

Открывая разговор о перспективах развития налоговой системы, заместитель министра экономического развития Ирина Швец представила на суд собравшихся два новых проекта закона, разработанных министерством. Первым предлагается ввести единый налог на вмененный доход, вторым – использовать в налоговой практике налог на имущество юридических лиц.

Задача налоговых новелл – вывести из тени малый и средний бизнес, создать условия для формирования эффективной и стабильной налоговой системы.

Не оспаривая важность и актуальность заявленной цели, участники встречи попытались спрогнозировать последствия введения новых налоговых законов. В этой связи возник ряд вопросов. Законодателей, как представителей власти, делегируемых народом, интересовало, к примеру, насколько справедливым можно назвать предложение, увеличивающее налоговое бремя. Речь шла о налоге на имущество с юридических лиц. В частности, вице-спикер парламента Сергей Чебан выразил озабоченность относительно положения, в котором окажутся приднестровские фермеры.

«Как нам объяснять на избирательных участках фермерам, имеющим трактор, оформленную на него «бригаду» или какое-то здание, которое не ремонтировалось в течение двадцати лет, что ему необходимо провести оценку имущества или же у него увеличится налоговое бремя?» – обратился к представителям Минэкономразвития Сергей Чебан.

Вопросы по предлагаемым нововведениям возникли не только у законодателей, но и у экспертов, а также представителей Ассоциации транспортников и дорожников, принявших участие в работе круглого стола. В ходе обсуждения предложения о применении налога на вмененный доход по представленной схеме они обозначили ряд проблем. В частности, сложности могут возникнуть с исчислением суммы платежа в совокупности с рядом факторов – необходимости учитывать льготные перевозки, количество посадочных мест, маршрутность. Кроме того, не ясно, как уплачивать вмененный налог в случаях, если на балансе предприятия находятся списанные активы. Председатель правления Ассоциации транспортников и дорожников ПМР Михаил Кырнац рассказал, что сделанные ассоциацией расчеты показали, что при введении новых налогов транспортники будут вынуждены работать с убытками.

Транспортников поддержал Михаил Гибескул, аспирант кафедры «Финансы и кредит» экономического факультета ПГУ: «Возможно ли применение вмененного дохода для таких видов деятельности, даже с учетом представленных коэффициентов? Мне кажется, это не совсем корректно, сфера транспортного обслуживания, к примеру, не место для вмененного дохода».

Стоит отметить, что на данном этапе предложения Минэкономразвития уже поступили для рассмотрения в Верховный Совет. Теперь их проработкой и анализом совместно займутся законодатели, специалисты парламента и представители министерств.

Как подчеркнула министр экономического развития Майя Парнас, разработчики законопроектов учтут все замечания, высказанные участниками встречи, в том числе представителями транспортных организаций.

Доклад советника Председателя Верховного Совета Александра Мартынова был посвящен налоговой политике как части единой экономической политики государства. Он остановился на анализе налоговых систем, применяющихся в других государствах. Так, высокий уровень налоговой нагрузки свойственен экономически развитым государствам. Налоговая нагрузка на экономику в таких государствах колеблется от 30% (США) до 60% (Швеция). В странах с развивающейся экономикой, где потребность в инвестициях особенно велика, а качество государственных услуг еще далеко до идеала, уровень налоговой нагрузки на экономику находится на уровне до 26%.

«Что касается экономики Приднестровья, то в 2008–2011 годах уровень налоговой нагрузки находился в пределах допустимых норм для стран, экономика которых находится на стадии развития, т.е. колебался в пределах 25-27%. При этом в 2012 году налоговая нагрузка на экономику увеличилась сразу на 7 процентных пунктов и, превысив допустимое значение (25-26%) для развивающихся государств, составила 31%», – рассказал Александр Мартынов.

Несомненно, это не сможет не сказаться на работе промышленных предприятий, инвестиционном климате. «В 2012 году значительно сократился объем инвестиций в экономику Приднестровья (всего 70% от уровня 2011 года), – отметил экономист.

Добавим, что в России уровень налоговой нагрузки на экономику составляет 24%.

Подводя итоги выступления, советник спикера парламента не только озвучил ряд цифр, но и поделился своим видением путей выхода из сложной ситуации. Александр Мартынов, в частности, предложил координированно использовать инструменты бюджетно-налоговой, тарифной и кредитно-денежной политики, при этом, реализуя их, государство должно обеспечивать равный подход к отраслям. По его мнению, существующая налоговая нагрузка на экономику завышена на 4-5%, в том числе за счет недопустимо высокой налоговой нагрузки в промышленности. В этой связи, считает советник, «экономика Приднестровья нуждается в «налоговом маневре», направленном на снижение налоговой нагрузки на промышленный сектор при условии направления высвободившихся средств на развитие предприятий. С целью повышения налоговой дисциплины необходима комплексная реформа системы налогового администрирования».

Следующий докладчик – председатель парламентского комитета по развитию малого и среднего бизнеса, Виктор Гузун рассказал участникам встречи о законопроектах, разработанных комитетом и находящихся на рассмотрении Верховного Совета. Основная их цель – поддержка и развитие индивидуального предпринимательства.

Законодатель обратил внимание на ряд противоречий, существующих в действующем законодательстве, регулирующем данную сферу. С одной стороны, закон гласит: каждый имеет право на использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности – государство дает гарантии единого подхода к налогоплательщикам, с другой стороны, концепция бюджетной и налоговой политики исключает возможность заниматься высокорентабельным бизнесом по предпринимательскому патенту.

«Это говорит о том, что государство дает индивидуальным предпринимателям сигнал или посыл о том, что индивидуальные предприниматели как таковые государству не интересны или не нужны, что мы с индивидуальными предпринимателями будем бороться. Это, на мой взгляд, настораживает предпринимателей и ограничивает их активность», – считает Виктор Гузун.

Презентуемый пакет законопроектов, по словам депутата, призван стимулировать малый бизнес к работе. Так, предлагается базовый закон, в котором будут прописаны права и обязанности индивидуальных предпринимателей. Отдельные изменения предложено внести и в закон «О регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

«Мы предлагаем, чтобы после момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя физическое лицо могло выбрать налоговый режим либо налоговую систему в зависимости от вида деятельности, от тех оборотов, которые он по факту имеет. Таким образом, мы постарались структурировать систему по аналогии с РФ и создать налоговые режимы», – пояснил председатель парламентского Комитета по развитию малого и среднего бизнеса.

Помимо этого, законодатели предусмотрели особенности применения упрощенной системы налогообложения. В частности, предлагается норма, согласно которой индивидуальные предприниматели, работающие по упрощенной системе налогообложения, будут вести учет выручки путем ведения журнала учета выручки, при этом они будут освобождаться от ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Вопросы налоговой политики стали наиболее дискуссионными в контексте развития экономики Приднестровья. Участники встречи договорились еще не раз собраться за круглым столом, чтобы совместными усилиями выработать пути эффективного развития экономики республики.

 

Источник

Поделиться ссылкой
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники