23 декабря 2013 года лидер движения «Народное Единство», депутат Верховного Совета ПМР Анатолий Дирун дал пресс-конференцию по политическим итогам уходящего года. Непосредственным поводом для мероприятия послужила также инициатива Президента ПМР Евгения Шевчука относительно унификации законодательных баз России и Приднестровья.
О непрозрачности и волюнтаризме
Предваряя детальное изложение своей позиции, А.Дирун отметил, что предлагаемые главой государства изменения в нашей Конституции требуют взвешенной оценки; во-вторых, инициатива Е.Шевчука также подводит итоги года.
Что же было характерно для Республики за этот период? Как сказал А.Дирун, страна прожила целый год без бюджета, который уже после принятия его депутатами был отозван Правительством и не подписан Президентом. Такое положение привело к непрозрачности расходования бюджетных средств. Например, взять хотя бы Стабилизационный Фонд. Что это за Фонд? Каков его статус? Существует ли он? предполагается, что в нём использовались «газовые деньги», предназначенные для оплаты поступающего в Приднестровье российского «голубого топлива».
Был принят ряд непродуманных, волюнтаристских решений, констатировал А.Дирун. В частности, рост тарифов на газ привёл к обвалу в экономике ПМР; в минус сработали Молдавский Металлургический завод, Рыбницкий цементный комбинат, Молдавская ГРЭС. Это сразу же сказалось на наполняемости местных бюджетов, а в Рыбнице положение усугубилось историей с Рыбницкой «молочкой».
Сильно возросли налоги, штрафы. Всё это вовсе не помогает росту экономики вообще и инвестиций в частности.
Кроме того, указал депутат, произошла «кавалерийская атака» президентской власти на Верховный Совет из трёх составляющих:
- Была предложена обратная сила закону о сроках давности.
- выдвигался план по переезду Верховного Совета в Бендеры.
- Заодно продолжалась кадровая чехарда в исполнительных структурах.
О министрах, Интернете и СМИ
Можно сказать, что проявилась критическая сумма ошибок, которая поставила под вопрос возможность руководства теми или иными министерствами со стороны ряда лиц. А.Дирун напомнил, что от обязанностей министра экономического развития была освобождена Майя Парнас.
Власти также блокировали Интернет-ресурсы; здесь явно не обошлось, подчеркнул А.Дирун, без, «как минимум, Службы Безопасности Президента». Однако, всё должно быть на основе закона. В противном случае, можно дискредитировать демократические институты. Свобода дискуссии в Интернете явно ограничена, даже депутаты не могут высказаться в газете «Приднестровье» и на «Первом Республиканском» телеканале.
Здесь присовокуплю свои наблюдения. Вначале на мероприятие прибыла съёмочная группа «Первого Республиканского», но затем им поступило распоряжение покинуть пресс-конференцию ещё до её начала. 19 декабря ещё один любопытный случай вышел: на заседании Коллегии по гражданским делам Верховного Суда ПМР, где рассматривалась моя кассационная жалоба по процессу «Бергман против Сафонова», тоже прибыла съёмочная группа «Первого…». Я-то сразу понял, каким может быть решение суда – просто так наше госТВ на процессы не приезжает. Я не ошибся в своих предчувствиях – судебное определение вынесли в пользу М.Бергмана. А вот далее было интереснее. У меня и, как я понимаю, у моего оппонента даже взяли интервью. Ну, думаю, вот это крутая демократия! Вот только репортаж по сей день так и не вышел на широкий экран. Подозреваю: не удалось добиться того, чтобы позиция М.Бергмана выглядела убедительной. А раз так, то лучше убрать отснятый материал от греха подальше…
О тревоге и нестабильности
Но вернёмся в офис «Народного Единства». А.Дирун отметил, что в народе утвердилось чувство тревоги и нестабильности. «Уровень доверия к главе государства, мягко говоря, резко снизился». Будущее становится непрогнозируемым. Депутат огласил крайне тревожные факты: за последние полтора года с консульского учёта по линии России в ПМР снялись 40 тысяч человек, шансы на их возвращение минимальны. Среди уехавших есть и личные друзья самого Анатолия Дируна.
Не лучше и положение в сфере внешней политики. Так, в ответ на запрос о последствиях для ПМР саммита «Восточного Партнёрства» в Вильнюсе из МИДа пришёл документ «для служебного пользования». Между тем, почва для плодотворной работы с Россией у ПМР есть – это протоколы «Жуков-Смирнов» и «Шевчук-Рогозин».
И вновь депутат вернулся к инициативе Президента ПМР об унификации законов Москвы и Тирасполя. Здесь он обратил внимание на несколько нюансов.
Первый. Неясно отношение России к инициативе Е.Шевчука. В 2006 году было ясно: Россия – за референдум. Теперь Москва молчит. Но ещё в начале года на круглом столе в Тирасполе российские эксперты говорили, что в данном процессе сближения законов нужна «не калька, а специфика».
Второй. Инициатива проводится в спешке. Неясен механизм её воплощения в жизнь.
Третий. Как утвердить приоритет российских законов? Одним конституционным законом ПМР? Какие нормы российского законодательства будут идти по так называемому «особому механизму реализации»? Земля? Её сделают частной? Или ЖКХ? Или избирательная система? Ответов пока нет.
Спешка в таких случаях губительна, сделал вывод А.Дирун.
Буду голосовать против!
Информационная кампания со стороны президентской власти сводится к тому, что унификация законов – это чуть ли не последний шаг перед признанием ПМР Россией. Но реальной увязки, убедительности не чувствуется.
Депутат ВС ПМР высказал мнение, что необходимо спокойно продолжать курс на гармонизацию законов ПМР и РФ. А также включать отрасли приднестровской экономики в рынок огромной России. Что касается судьбы президентской инициативы, то фракция партии «Обновление» намерена обсудить этот вопрос на своём предстоящем заседании перед сессией 25 декабря. Я, подчеркнул А.Дирун, буду голосовать против президентского проекта.
Присутствовавшие на пресс-конференции депутаты ВС ПМР Галина Антюфеева и Пётр Пасат добавили, что 4 думских комитета должны к 25 декабря прислать свои отзывы на президентскую инициативу.
Говоря о своём видении будущего ПМР, А.Дирун сказал: Республика должна быть независимой, демократической, суверенной с курсом на вхождение в состав России, что, по мнению депутата, желает 99% приднестровцев. Необходимо также исходить из конкретных особенностей Приднестровья, одновременно работая на вхождение в экономическое пространство России. Депутат Дирун считает, что вопрос гармонизации ни в коем случае нельзя использовать для решения внутриполитических проблем.
О зоне торговли и обратной силе закона
Касаясь вопроса о зоне торговли между ЕС и Молдовой, А.Дирун чётко дал понять, что данное соглашение между Брюсселем и Кишинёвом суживает возможности для приднестровских предприятий. Депутат однозначно не видит целесообразности вхождения ПМР в эту зону торговли (DFTA). Экономику ПМР надо, насколько это возможно, переориентировать на Россию.
Аргументацию президентской стороны по приданию обратной силы срокам давности А.Дирун считает неубедительной. Он также отметил, что сегодня в Республике идёт «процесс пересмотра экономических отношений, сложившихся за последние 10-15 лет». Если эта задача в ряде случаев не решается с помощью обычных законов, то под неё подводится политическая база, сказал лидер «Народного Единства».
Всё, что я изложил, подытожил парламентарий, обусловлено не предвыборными или какими-либо иными соображениями, а моей гражданской позицией.
1 отзыв
Иван Ильич О. пишет:
24 Дек 2013
А чего, после известных событий А.Сафонов стал пресс-секретарем у А.Дируна?