Для начала разговора предлагаем познакомиться с материалом "Открытого форума ПМР", в котором идет речь о новой выходке Президента ПМР Шевчука из серии "Как бы мне уничтожить Верховный Совет ПМР", который сильно мешает президенту проводить в жизнь его безумные дилетантские инициативы, типа повышения газовых тарифов. Шевчук предлагает изменить количественный состав ВС ПМР, с целью, как он говорит, экономии средств и повышения качества работы депутатов на профессиональной основе.
Если говорить вообще, то ничего страшного в подобной инициативе нет. Ни с точки зрения сокращения количества законодателей, ни с точки зрения экономии государственных ресурсов.
Известный пример, которым сам Шевчук пользовался во время своей избирательной кампании. В Челябинской области РФ населения в 10 раз больше, чем в ПМР (а следовательно, больше и избирателей в 10 раз), но областное Законодательное собрание в 3 раза меньше по количеству представителей, чем ВС ПМР. И ничего, справляется.
Также и по экономии средств. Если сокращение депутатов ВС ПМР произойдет на четверть, как предлагает Шевчук, и если принять расходы на содержание ВС пропорциональными количеству депутатов (хотя тут нет линейной зависимости: кроме зарплат депутатов есть значительные постоянные расходы, например, на содержание здания, техническое обеспечение и т.п. В реальности можно сократить ВС на половину, а экономию получить всего в десяток процентов), то экономится максимум около 5-6 млн. рублей в год. (запомним эту цифру!). В реальности же экономия составит меньшую сумму из-за вышеуказанной нелинейности, всего 1-2 млн. рублей в год.
Но мы все прекрасно понимаем, что не этой копеечной экономией озабочен Шевчук. За его сокращенческой инициативой, как уже указывалось на ПМРФ, скрывается реальная попытка переподчинить своему влиянию орган законодательной власти ПМР. Прежде всего на этапе формирования депутатского корпуса – за счет укрупнения избирательных округов с ликвидацией вотчин оппозиционных Шевчуку депутатов. А также за счет увеличения бюджета на продвижение "своих" депутатов в результате сокращения общего числа депутатов.
Еще один аргумент Шевчука и его подпевал за сокращение Верховного Совета – это перевести оставшихся депутатов на профессиональную основу. Более качественно, мол, будут работать.
Надо признать,что этот аргумент пользуется у народа (и не только ПМР, но и России, и не только у народа, но и у некоторых "ученых") огромной популярностью, почему его и взял Шевчук на вооружение в борьбе против ВС ПМР. Вот, например, наш А Сафонов, горячо поддерживая эту инициативу Шевчука, пишет: Я полностью согласен с предложением перевести весь депутатский корпус нашего парламента на профессиональную основу. Ведь нет же, например, слесарей-любителей или ядерных физиков, которые совершенствуют атомное оружие в свободное от занятия живописью время. Так и здесь – депутат должен отдавать все свои силы и всё своё рабочее время законотворчеству и работе с избирателями. Он должен получать заработную плату за выполнение своих прямых обязанностей и, следовательно, быть неуязвимым для шантажа, связанного с бизнесом народного избранника".
Разговор о так называемом "профессионализме народных избранников" требует отдельной публикации и, возможно, на ПМРФ она вскоре появится. Сейчас же отметим только главное, связанное с разоблачением очередного наезда Шевчука на Верховный Совет.
Происходит подмена понятий. Манипулирование. Подтасовка.
Можно требовать от депутата работы в ВС ПМР НА ПОСТОЯННОЙ ОСНОВЕ, то есть получая зарплату только в ВС ПМР. Но нельзя говорить и требовать от депутата работы в ВС ПМР НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОСНОВЕ, то есть иметь профессию "депутат", как слесарь или физик-ядерщик (в примере А. Сафонова).
"Профессиональных депутатов" нет и быть не может. И не потому, что их не учат в институтах "на депутата" и не выдают соответствующих дипломов, как у слесарей и физиков-ядерщиков. А потому, что подобный профессионализм никакого отношения к сути представительной (законодательной) деятельности не имеет. Профессионализм, если можно так сказать, депутата заключается всего лишь в максимально полном и точном понимании и проведении в жизнь требований своих избирателей по тому или иному вопросу, требующему разрешения в представительном органе власти. Депутат это как бы сумма всех его избирателей, собирательный избиратель.
И не важно какая у него профессия, или ее нет вообще никакой. Не важно, сколько ему лет, хоть сто, хоть десять, если он правильно понимает и проводит в жизнь требования своих избирателей. Не важно, сколько депутатов будет – 43 или 31 (как предлагает Шевчук) или даже один, если он точно проводит волю избирателей. Не важно даже человек это – депутат, или нет (тут не надо падать в обморок: уже сегодняшний уровень техники позволяет более точно и быстро узнавать преобладающее мнение миллионов людей, чем институт представительной власти. И если бы в обществе царила справедливость, а не доминировало волчье хапанье, то построить такую машину и полностью упразднить депутатов как класс не составляло бы никакого труда уже сегодня. Но ведь ее тут же перепрошьют в своих интересах разные шевчуки).
Если мы начнем правильно смотреть на суть депутатских обязанностей, то даже требование работать на постоянной основе в ВС ПМР становится не таким уж и убедительным. Ведь ясно, чем меньше депутат будет протирать штаны (или юбку) в Верховном Совете, а больше времени крутиться в гуще своих избирателей, тем, как говорил Игорь Николаевич, – "что?", тем лучше он будет знать мысли своих избирателей.
Поэтому во всяком реформировании представительной (законодательной) власти важно не в бирюльки играть (сколько депутатов оставить, какого они должны быть пола-возраста, профессии, цвета глаз и т.д.), а создавать условия для максимально полного и точного понимания и проведения в жизнь депутатами требований избирателей по тому или иному вопросу. А это значит: улучшение контроля избирателей за деятельностью своих избранников, влияние на эту деятельность через механизм обратной связи и своевременного отстранения депутатов-отсебятников (вплоть до дезавуирования результатов голосования депутатов по вопросам, где избиратели имеют другую точку зрения). И т.д. и т.п. Но, как у нас в Одессе говорят, в эту сторону никто даже не задумывается. Потому что волчьи интересы диктуют другое. Ведь поставь представительную власть на ноги, как надо, ею не больно-то поманипулируешь.
Вот послали крестьяне своего представителя на ярмарку. Дали денег и велели купить корову. А представитель был профессионалом рыночной торговли и имел диплом менеджера. Он посчитал, что экономичнее купить быка. Так выполнил он свои представительские функции? Нет, не выполнил. При этом не важно, что имел он диплом менеджера-экономиста, и работал у крестьян на постоянной основе.
Что сделают крестьяне, когда вместо коровы получат быка? Правильно, заменят "профессионала" с вычетом из его зарплаты за отсебятское решение купить быка. В представительских органах власти надо завести только те же самые порядки. И все будет О, кей.
Вместо этого Шевчук предложил сначала перевести ВС ПМР в Бендеры, потом, чтобы запутать голосование для улучшения манипуляции его ходом, предложил совместить выборы местных советов с выборами в Верховный Совет, а теперь вот решил сэкономить на "непрофессиональном" Верховном Совете.
При этом он уверен: ну кто же будет возражать против "профессиональной основы" работы депутатов? Если вот даже сам Андрей Сафонов не возражает.
Однако замечу, если даже все вокруг мои знакомые говорят "куринЫЕ окорочкА" (чего в природе нет, ну нет у кур окорока) этот продукт не перестает быть "куринАЯ окорОчка" (т.е. укороченная курица). Настоящие профессионалы это знают и никакие шевчуки их с толку не собьют.
Если это понятно, двигаемся дальше. Если не понятно, то лучше дальше не двигаться, а заняться чем-нибудь попроще.
Потому что ПМРФ решил взять интервью у известного приднестровского и российского политолога и аналитика Л. Леонова, активного автора ПМРФ, в развитие идей, изложенных им в некрологе на смерть А. Радченко. И получил несколько неожиданных формулировок, которые серьезного приднестровца заставят задуматься.
Так, Шевчук предлагает реформировать представительную власть вплоть до полного ее подчинения президентской. А Леонов предлагает, напротив, ликвидировать институт президентства в ПМР. Как класс. И перейти на советскую схему государственного управления. Без всяких президентов, тем более таких беспомощных и позорных, как Шевчук.
Кстати, это позволит сэкономить в бюджете минимум 30 млн. рублей. Минимум, потому что к этим расходам на функционирование Президента ПМР надо прибавить еще кругленькую сумму, которую Шевчук сосредоточил на разных своих секретных Стабилизационном, Гуманитарном фондах и просто через правительственные источники, командуя денежными потоками по своему усмотрению. Вспомните, предложение Шевчука "экономит" бюджету максимум 5-6 млн. рублей, а реально, как некоторые знатоки считают – всего 82 тыс. баксов (т.е. менее 1 млн. рублей). Так может, сэкономить "на президенте" в 30 раз больше?
Но обо всем этом читайте в следующей статье. А пока – обещанная вводная в тему статья с "Открытого форума ПМР"
Илья Богданов, политический обозреватель ПМРФ.
В Приднестровье может появиться еще одна "команда профессионалов".
(http://youtu.be/3iyEH50mO_w)
«Будет работать маленькая профессиональная команда, где люди хорошо друг друга знают, где люди знают проблемы всех округов. Вообще территория у нас небольшая. По большому счету, проблемы, касающиеся Каменского района, достаточно близки и понятны жителям Слободзейского района. И в этом случае мы можем получить эффективную мобильную команду профессионалов, которая будет живо реагировать на злободневные проблемы», — сказала она.
Насколько эффективна мобильная «команда профессионалов» Президента на своей шкуре уже смог убедиться каждый приднестровец. Это повышение тарифов ЖКХ, сокращение рабочих мест, снижение заработных плат, уничтожение промышленности, небывалый разгул коррупции и контрабанды, распил государственных средств, закрытие Социального форума и многое другое.
Однако испить чашу власти и вседозволенности до дна нынешней команде «профессионалов» пока еще мешает «непрофессиональный» Верховный Совет. Поэтому по замыслу Президента его нужно срочно сократить, а оставшихся непрофессионалов заменить настоящими профи (типа Коханского, портретами которого уже завешана вся Суклея).
Что получит в этом случае лично Шевчук? Многое, а именно: неограниченный доступ к средствам бюджета; новую налоговую систему, позволяющую доить неугодных предпринимателей; систему законодательства, предусматривающую власть указов «царя», а не закона; возможность принятия вообще любого закона, который придет в иногда не очень здоровую голову.
Все эти преимущества, полученные с позволения нового «профессионального» Верховного Совета, должны принести Шевчуку и гарему десятки, а может даже сотни миллионов долларов, которые будут украдены теперь уже по закону у предприятий и населения. Заманчивая перспектива. Не так ли?
Для достижения этой заветной мечты с экранов государственного телевидения «правды» придворные социологи и другие «эксперты» будут ежедневно с пеной у рта агитировать за сокращение парламента и выдавливание из него неугодных депутатов.
Все это будет подаваться под соусом небывалой экономии бюджетных средств. Ведь сокращение 12 депутатов уменьшит государственные расходы на целых 86 000 долларов, что не дотягивает до стоимости даже одного служебного автомобиля Штански, Туранской, а также самого автора идеи и обладателя внедорожника марки Лексус за 140 000 долларов — Евгения Шевчука.
(Продолжение следует)