KOMMENT-PMRF3Статья  российского  и приднестровского политолога Льва Леонова "Приднестровье на автопилоте" была опубликована в газете "Человек и его права" (г. Тирасполь) в 2011 г. Была удостоена награды на конкурсе Союза журналистов Приднестровья. ПМРФ публикует статью под рубрикой "Перечитывая заново", поскольку считает полезным вернуться к высказанным в ней мыслям и предложениям. Многие из них сегодня имеют даже более актуальное значение, чем несколько лет назад.

Действительно, как относиться, например, к такой ситуации. Дела в Приднестровье при Шевчуке день ото дня идут все хуже и хуже, но ни Шевчук, ни его правительство в отставку не уходят, приводят все новые и новые "доказательства", что это не они виноваты, а разные другие, в том числе, внешние факторы. Верховный Совет, который торпедирует их предложения, Украина, где идет война, девальвация рубля в России. И т.д. и т.п. И продолжают себе "колбасить" дальше. "Доколбасили" уже до того, что начали изымать треть доходов пенсионеров и бюджетников, принуждать безработных приднестровцев к неоплачиваемому труду как условию получения пособия по безработице. В безработице тоже, видимо, девальвация рубля в России "виновата".

Если бы в Приднестровье было введено "автопилотное законодательство", как предложил Л. Леонов, то уже на ранних подступах в катастрофе, устроенной командой дилетантов и изменников, катастрофу можно было бы остановить. Предположим, произошло снижение ВВП на 10 процентов – гуляйте, родные, займитесь чем-то менее вредным для республики. А на ваше место найдутся другие.

Россия рубль девальвировала,  приднестровские товары подорожали на российском рынке, не выдерживают конкуренции? Так в чем дело? У вас целое министерство экономического развития работает – вот и развивайтесь.  Девальвируйте "суворик", подстраивайтесь под российский рубль. Вы что, хотите наоборот: чтобы российский рубль под "суворик" подстраивался?

Украина тормозит движение приднестровских грузов? Проводит недружественную к ПМР политику? Так в чем дело? Налаживайте отношения,  снимайте вопросы, подружитесь заново. У вас ведь целое  министерство иностранных дел имеется. Почему глава этого заведения мадам Штанская в эмиратах замечена, а в Киеве нет? Почему она не сидит в Киеве безвылазно, не снимает вопросы?

Никого не интересуют и не должны интересовать объяснения, почему стало плохо, кроме тех, кому поручено, чтобы  было хорошо. Работайте. Шевелитесь. Не можете? Допустили спад? Вышли из автопилотного коридора? Пошли вон!

Автопилотное законодательство позволило бы снизить негативное влияние "человеческого фактора"  на положение дел, своевременно устраняло кадры, не справляющиеся со своими обязанностями, люди бы поднимались и опускались по служебной лестнице в соответствии со своими достижениями и провалами, а не по воле случайных факторов, по  протекции или вследствие коррупции.

Интересно, что одним из немногих, кто тогда стоял на "автопилотной" точке зрения, был тогдашний, разжалованный  с поста спикера ВС ПМР "простой депутат" Е. Шевчук. В связи с этим он упомянут в статье .

Впрочем, мы уже начали излагать статью. Лучше ее прочитать.


leonov01Автопилот – это такое устройство управления самолетом,  которое позволяет вести его по заданному курсу без участия летчика. Включил автопилот – и можешь хоть спать.

Не только движение по прямой может обеспечить это устройство, но и действия почти любой сложности, при этом даже менять свою собственную программу и делать выбор из многих вариантов, то есть почти что думать. На автопилоте, например, происходил полет советского космического корабля «Буран» – от взлета до посадки. Или исследование советскими космическими аппаратами Луны, когда еще даже никаких компьютеров не было.

Действует автопилот просто. Он получает информацию от самых разных датчиков и сравнивает ее с заданными ограничительными параметрами. Если параметр датчика отличается от параметра-ограничителя, то автопилот включает корректирующее устройство, которое восстанавливает равенство параметров.

И все. Например, один из приборов наблюдает за высотой полета и сообщает, какова эта высота в данное время, допустим, она равна 9500 метров. А ограничитель высоты предписывает полет на  высоте 10000 метров. Автопилот включает руль высоты, самолет начинает набирать высоту, и как только она достигнет 10000 метров, параметры становятся равными, автопилот возвращает руль высоты в нейтральное положение.

И так во время всего полета. Никакого человеческого участия, а значит – никакого «человеческого фактора», который в последнее время все чаще становится причиной катастроф. Достаточно только правильно задать систему ограничителей разных параметров – скорости, высоты, направления и т.д. – и становится как бы все равно, кто там сидит у штурвала самолета, даже хоть и вообще никто не сидит.

Немного упрощенно, но для дальнейшего разговора достаточно.

А теперь представим, что в одной абсолютно суверенной и независимой авиакомпании дела пошли плохо. Самолеты там разбивались. Или не долетали до цели. Или улетали в другие города. И стали в авиакомпании думать, что делать, как исправить положение.

Надо летчиков не назначать, а выбирать, предлагали  одни. Такой выбранный летчик будет чувствовать, конечно,  бОльшую ответственность, чем просто кем-то назначенный, глядишь, и не посадит самолет в Тьмутаракани вместо Москвы.

Надо при этом ограничить возраст летчика, предлагали другие. А то старый летчик, может, уже и приборов не видит, а садится за штурвал. Молодой-то понадежней будет.

Надо вообще разрешать летчику только два рейса подряд выполнить, предлагали третьи. А потом – шабаш, дай дорогу другому. Два срока – и точка. Вот это настоящая гарантия успеха дела.

Надо, чтобы кроме командира корабля, была специальная группа летчиков, а у нее – председатель, которая бы занималась только вождением самолета, а командир бы в это дело вообще не вмешивался. Вот что нас спасет, предлагали особо продвинутые.

Надо и стюардесс выбирать, а не назначать, наконец кому-то пришло в голову. Это тоже послужит качеству  и безопасности полета. От стюардессы ведь многое зависит. Ну не даст  она летчику…например, стакан чаю вовремя. А тот  занервничает и повернет руль не в ту сторону.

И вообще, надо, чтобы стюардессы были блондинками – это сильно способствует успеху полета. А также, чтобы командир воздушного корабля имел право при определенных  условиях распускать стюардесс.

А хорошо бы эти наши новшества да обсудить всенародно, размечтался кое-кто. Вот тогда  точно не ошибемся.

Пока идет спор и всенародное обсуждение, замечу, что предлагаемые условия тоже ведь являются некими ограничителями и, разумеется, в какой-то степени  влияют на достижение цели полета. Как и множество других подобных косвенных  параметров, например, с какой ноги встала утром жена командира экипажа.

Но представьте себе, что в автопилот будут введены  именно эти параметры (возраст  летчика, цвет волос стюардессы и т.д.), а не скорость, высота полета, направление и т.п. Кто тогда вообще сядет на такой самолет? Я бы никогда не сел. А вы?

А теперь посмотрим, что происходило в Приднестровье последние полгода, когда шло обсуждение изменений и дополнений в конституцию государства. Законодатели выбирали систему ограничителей, которые бы способствовали улучшению положения дел в республике и повышению уровня жизни народа. И все свелось к тому, что «правительство нас спасет».

Велись жаркие споры, кто кого выбирает и кто кого распускает, включать или не включать в зачет действующему президенту четыре предшествующих срока нахождения на этой должности, раз принимается ограничение – не более двух сроков подряд, и т.п. И  только депутат Е.Шевчук усомнился, а о том ли вообще говорят законодатели? Может, нужны совсем другие ограничители, которые действительно обеспечат нашему приднестровскому кораблю предсказуемый полет? Сегодня же наши законодатели действуют по принципу плохого водителя, который считает, что если покрасить машину, то и двигатель будет лучше работать.

Действительно, если законодатели задались целью улучшить жизнь людей, так  давайте и говорить о прямых параметрах, которые надо улучшить для достижения этой цели.

Например, бич безработицы. Почему бы ее законодательно не ограничить? Например, если уровень безработицы превысит определенный порог, то все чиновники, ответственные за этот показатель,  должны автоматически уйти в отставку.

Или валовой внутренний продукт (ВВП). Если он не растет, а напротив, начинает уменьшаться, значит по достижении определенного спада ВВП, чиновники, ответственные за этот показатель – фигурально выражаясь, пошли вон.

Начать хотя бы с основных, определяющих ограничителей. Кроме вышеназванных, это могут быть ограничители уровня инфляции, дефицита бюджета, размера средней заработной платы в бюджетной сфере и пенсий в сравнении с минимальным  прожиточным уровнем, наконец, показатель сокращения народонаселения республики (этот показатель – самый главный и самый высший).

При этом важно установить прямую зависимость ответственных чиновников за негативные изменение в этих показателях. Действительно, если ответственный за тот или иной ограничитель чиновник не в состоянии обеспечить минимально допустимый уровень  этого показателя, то зачем его держать дальше? Должны придти новые люди. Так путем перебора людей и найдется в Приднестровье нужный человек, который сможет обеспечить успех дела, за которое взялся.

Если это понятно, идем дальше. Системой ограничений можно, как флажками, ограничить не только деятельность исполнительной власти, но и представительной, и судебной. Важно только правильно подобрать показатели.

Так, судья, которому по закону отводится 10 дней на вынесение решения по поводу трудового спора, по-моему, не имеет права продолжать оставаться судьей, если он ведет такие дела годами.

Антимонопольное законодательство, которое в ПМР фактически не действует, должно диктовать ограничения по ценам на их продукцию монополистам, контролирующим более 50 процентов рынка (или другой установленной величины). А у нас так сложилось, что большая группа монополистов в производстве, в торговле, в связи контролирует до 100 процентов своего рынка  без каких-либо ценовых ограничений и контроля за их деятельностью и прибылями. Разве что лишь контролируется цена на хлеб и жилищно-коммунальные услуги. 

Политика автопилотного законодательства (назовем его так) – это не благие пожелания, а достаточно эффективная практика во многих странах.

Например, весь мир сегодня, как за хорошим детективом, следит за событиями в США, где президент пытается преодолеть ограничитель по внешним заимствованиям, который ему выставил законодатель – Конгресс. Ко 2 августа он должен либо уговорить законодателей  поднять планку ограничителя, либо страну ждет дефолт, а президент должен будет распрощаться с планами еще хоть раз занять президентское кресло. (Репетиция такого, худшего варианта сценария произошла уже в штате Миннесота, где местные законодатели отказались изменять размер ограничителя. Губернатор штата Миннесота сегодня уже не у дел). Наверное, президент Обама тоже убеждает конгрессменов, что иначе ну никак нельзя было управлять страной, что другой на его месте сработал бы еще хуже, что нужно изменить размер ограничителя заимствований иначе всем кранты. На что сенаторы ему, наверное, говорят: «А не занялся бы ты, товарищ Барак, чем-нибудь для тебя полегче…»

В США действует целая система подобных ограничителей. Например, на законодательном уровне установлено, что если уровень безработицы в стране превысит 7%, чиновники, ответственные за этот показатель, фигурально выражаясь, идут подметать улицу.

У нас же, в ПМР на днях была принята концепция бюджетной и налоговой политики на ближайшие три года, которая для выхода из кризиса предусматривает, в основном, лишь очередное завинчивание налогового пресса. Тут ума много не надо.

Так, отчисления от зарплаты всех граждан в пенсионный фонд повышаются в очередной раз и составят уже 3 процента (для сравнения, в России – 1 процент).

Предусмотрен непрерывный рост совершенно безобразного налога на доходы предприятий. (Безобразность этого налога в том, что он не учитывает результатов деятельности предприятия, которое может получить убыток, но налог все равно должно заплатить. Для сравнения: в России, где этот налог также имеется, он либо не применяется вовсе, либо предприятиям предоставлено право выбора вместо налога на доходы – налог на прибыль).

Так наш законодатель в очередной раз переложил расплату за нерадивую политику исполнительной власти – на бизнес и рядовых граждан.

На заключительной пресс-конференции в Верховном Совете ПМР, посвященной окончанию первой сессии, я спросил законодателей, когда они думают начать применять систему ограничений и связанную с ними систему автоматической замены нерадивых чиновников. Или так и будут повышать и повышать налоги?. Ну ведь, действительно, не большая это доблесть – вместо запрашиваемых президентом 10 процентов ежегодного повышения налога на доходы, выторговать только восемь.  Как в народе говорят, это все равно, что из гуманных побуждений отрубить кошке не весь хвост сразу, а по частям.

Я спросил, не считают ли законодатели, что обсуждаемый сейчас проект закона о правительстве является наиболее удобным моментом начать вводить автопилотные статьи.

Вопрос вызвал широкую дискуссию, которая продолжилась даже после окончания конференции.  Суть ее сводилась к тому, что в условиях непризнанности Приднестровья законодатели не могут себе позволить действовать такими методами. То блокады, то кризисы, то еще что-либо непредсказуемое. Как тут все предусмотришь, какие жесткие требования можно предъявлять?

Да, ситуация в этом смысле плохая. И она  может быть еще хуже. Но это не означает, что в остающемся под нашим контролем поле деятельности нельзя действовать лучше, нельзя с этой целью ставить пределы для бездарных управленцев. Речь идет  всегда лишь об уровне ограничителя. Ну, условно говоря,  нельзя у нас обеспечить семипроцентный порог  безработицы, установите его в 15 процентов. Только и всего.

И уж совсем не выдерживают никакой критики разговоры о том, что не все ограничения можно выполнить, что не всегда можно подобрать толкового  человека. Эти отговорки многократно опровергались и опровергаются  самой жизнью.

Так, в начале компьютерной эры было принято ограничение на размер коробочки для жесткого диска, на который записывается информация – где-то четыре на шесть дюймов при толщине в дюйм. Тогда на таких дисках помещалось не более 20 мегабайт информации. Сегодня объемы жестких дисков увеличились в десятки тысяч раз (!), а размер коробочки не изменился, как бы об этом не просили иные изобретатели, утверждая, что иначе дальнейший прогресс в этих устройствах невозможен. Оказалось – возможен, просто этим занялись другие люди.

У Приднестровья имеется уникальный шанс, приняв автопилотное законодательство и используя преимущества непризнанности, стать творческой лабораторией новых подходов к обеспечению  лучшей доли для людей. Причем не за счет экспериментов над людьми, которые будут надежно защищены системой ограничителей,  а за счет  бездарных руководителей всех уровней, которым закон своевременно укажет на дверь, не дожидаясь пока они все вокруг развалят. Тем самым Приднестровье могло бы оказать неоценимую помощь той же России (и не только ей), вместо того, чтобы слепо копировать (гармонизировать) ошибки (и не только ошибки, но и сознательные в пользу буржуазии антинародные положения) российского законодательства.

Столь оптимистический прогноз основан на том, что в сфере мысли, культуры, изобретений и открытий (в том числе, и социальных) все страны и народы равны, независимо от их мощи или размера. Для примера можно указать на такую маленькую страну как Венгрия, которая тем не менее внесла в общемировую копилку не только пару-тройку бессмертных оперетт, на и такие чисто утилитарные новации, как метрополитен, шариковая ручка или тот же  кубик Рубика.

Лев Леонов.

 

 

 

 

Поделиться ссылкой
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники