Как МИД ПМР записал себе в успех "тактики малых шагов" частичное снятие блокады приднестровских предприятий, вызванное на самом деле требованием Брюсселя к Молдове при вступлении ее в ассоциацию с Евросоюзом
25 июня 2014 г. МИД ПМР распространил следующее сообщение:
Сегодня в адрес Министерства иностранных дел ПМР поступило уведомление от политического представителя Молдовы Евгения Карпова о том, что ряд требований Приднестровья относительно снятия блокадных ограничений для приднестровских предприятий удовлетворены молдавской стороной. Речь идет, в частности, об отмене для приднестровских предприятий таможенных сборов за импорт и экспорт при осуществлении внешнеэкономической деятельности и освобождении их от уплаты экологического сбора.
Комментируя журналистам Первого Приднестровского телеканала принятые молдавской стороной решения, Заместитель Председателя Правительства ПМР по вопросам международного сотрудничества, Министр иностранных дел Нина Штански напомнила историю вопроса и сообщила о масштабах негативного влияния таможенного и экологического сборов на приднестровскую экономику.
«В результате блокады в 2006 году приднестровским предприятиям было поставлено условие об их регистрации в Республике Молдова для возможности осуществления внешнеэкономической деятельности. В результате это вылилось в двойное таможенное оформление для всех наших предприятий, которые отправляют грузы за рубеж. Это противоречило имевшимся договоренностям, тому порядку, который декларировала Республика Молдова, поэтому мы не могли оставлять этот вопрос без внимания. Впервые он был поставлен на повестку дня сразу после возобновления официальных переговоров еще в 2012 году в рамках Дублинского раунда. Мы широко информировали участников формата «5+2» о тех издержках, которые ежегодно несут приднестровские предприятия. В частности, только таможенное оформление импорта и экспорта им за эти годы обошлось в целых 14 млн. долларов – это деньги, которые не пошли на техническое перевооружение предприятий, на увеличение объема производств или материальное стимулирование сотрудников», – отметила дипломат.
В своем комментарии Нина Штански отдельно затронула вопрос отмены экологического сбора, который, по ее словам, поднимался приднестровской стороной еще в 2009 году. «Экологический сбор, который начал взиматься с наших предприятий с 2008 года, трудно поддается логическому объяснению, поскольку предприятия, его платившие, расположены в Приднестровье - следовательно, он должен был и возвращаться в Приднестровье для улучшения экологической ситуации. Между тем в период с 2008 года наши предприятия уплатили такого налога в объеме более 700 тыс. долларов», – подчеркнула она.
По словам Нины Штански, впервые вопрос об отмене экологического сбора был поставлен еще в 2009 году, однако тогда подойти к его решению не удалось. Весной текущего года в ходе встречи с Президентом ПМР Евгением Шевчуком руководители практически всех крупных предприятий республики отмечали данную проблему, и внешнеполитическому ведомству главой государства было поручено актуализировать этот вопрос в переговорах.
Глава МИД ПМР позитивно оценила решение молдавской стороны об отмене таможенного и экологического сборов, а также подчеркнула, что этот успех является общим для сторон переговоров. «Могу отметить, что за два с половиной года не было такого раунда в переговорах в формате «5+2», где эти два вопроса не были бы частью повестки в рамках так называемой «социально-экономической корзины». Сегодня мы с удовлетворением отмечаем, что это решение принято. Предприятия освобождаются от уплаты этих платежей, что, надеюсь, существенно скажется на развитии производств. Принятые решения снимают примерно 5 % от блокадного бремени, которое лежит на наших предприятиях. Нам еще есть над чем работать, однако мы с удовлетворением воспринимаем этот шаг и считаем, что принятое решение – это общий успех и для Приднестровья, и для Молдовы. Это – реальный действенный результат «тактики малых шагов» и безусловный шаг к укреплению доверия», – заявила Нина Штански.
Комментарий экономического обозревателя ПМРФ:
Как известно 27 июня 2014 г. Молдова подписала Соглашение с Евросоюзом об ассоциированном членстве с этой организацией.
Статья 57 данного Соглашения гласит о том, что Республика Молдова должна привести свое законодательство в соответствии с нормативными актами ЕС и международными документами, упомянутыми в Приложении VI к данному Соглашению согласно положениям этого Приложения.
По этому Соглашению все таможенные пошлины в Молдове должны быть ликвидированы, допускается применение только внутренних налогов – НДС и т.д. Невыполнение данных положений приводит к утере преференционных режимов для Молдовы на европейских рынках.
В полном соответствии с требованиями из Брюсселя Молдова в самый последний момент, буквально за два дня до подписания Соглашения отменила таможенные сборы за импорт и экспорт при осуществлении внешнеэкономической деятельности, в том числе и для приднестровских предприятий, поскольку Молдова считает Приднестровье частью государства Молдова.
И никакой доблести г-жи Н. Штански или грандиозной победы доморощенной "тактики малых шагов" в отмене таможенных пошлин не просматривается даже в очень сильный микроскоп.
Что касается отмены экологического сбора, то и здесь такой доблести и такой победы не обнаруживаются, даже при очень большом старании нашего МИДа таки снять этот несправедливый экологический сбор, и даже несмотря на то, что САМ президент Е. Шевчук повелел как-то нынешней весной "актуализировать этот вопрос в переговорах", в результате чего Молдова тут же испугалась.
Как уклончиво говорится в сообщении МИДа ПМР, обсуждение проблем экологического сбора началось еще при администрации И.Смирнова, в 2009 г. Далее г-жа Н. Штански делает большой пропуск, намекая при этом, как она потела за этот экологический сбор на каждой встрече с Е. Карповым. И вот, наконец, ура!
На самом деле, "при Смирнове" не только поднимался вопрос об экологических сборах, но и решение по нему было принято, а сегодня всего лишь было исполнено соглашение, достигнутое в 2009 г. Ничего нового от потения г-жи Н. Штански в этом вопросе не появилось и на волос. В МИДе, наверное, забыли свою собственную разработку, в которой сообщалось об этом экологическом сборе и о действительном времени разрешения этого вопроса: "В рамках переговорного процесса молдавская сторона еще в 2009 году взяла на себя обязательство разработать законопроект, освобождающий приднестровские предприятия от экологического сбора в РМ, а на подготовительный период предоставить соответствующую отсрочку. Однако данный законопроект на протяжении 5 лет не был принят Парламентом Молдовы, а отсрочка приднестровским экономическим агентам не предоставлялась" (http://mfa-pmr.org/index.php?newsid=4122).
Другими словами, вопрос был решен в 2009 г., но решение не исполнено. А теперь в связи с новыми правилами экономической жизни Молдовы, ассоциированной в Евросоюз, старое решение исполнили. Вот и все!
Так что если чего-то мелкого и есть в нашем МИДе в связи с частичным снятием блокады приднестровских предприятий, так это мелкого вранья.
Стоит заметить, что в ближайшее время мы, очевидно, станем свидетелем и других серьезных новаций в экономической жизни Приднестровья, выдаваемых как бы за грандиозные достижения или новаторские разработки правительства, а на самом деле – являющихся всего лишь подстройкой экономики Приднестровья к требованиям, выдвинутым Брюсселем перед Молдовой в рамках ассоциированного членства. Так, уже сейчас трубы трубят и г-н В. Артеменко, министр экономического развития ПМР в поход отправился, чтобы, как он говорит, снять налоговое бремя с предприятий и изыскать другие источники пополнения бюджета. На самом же деле речь идет о том, чтобы привести налоговую систему ПМР в соответствии с требованиями Евросоюза к Молдове, в частности, ввести налог на добавленную стоимость, который является одним из основных бюджетообразующих налогов.
Не трудно догадаться, почему наше правительство устами своих разных министров очень не хочет говорить народу правду о том, что сейчас происходит и будет происходить. Потому что это означает, с одной стороны, что Молдова стреножила Приднестровье, которое на глазах теряет последние остатки своего суверенитета, вынуждено декларировать одно, а делать совсем другое: заявлять о движении к России, но перестраиваться под требования Молдовы и Евросюза. Наши власти идут (и еще не ясно – вынуждено ли!) на фактическое признание Приднестровья как части Молдовы. С другой стороны, это означает признать полную катастрофу правительства, которое вместо того, чтобы два с половиной года заниматься экономикой и переключаться с рынков Евросоюза на рынки Таможенного союза, занималось введением флажков Российской Федерации в ПМР и прочей чепухой. До самого последнего времени, как свидетельствуют об этом, например, социально-экономические итоги ПМР в первом квартале 2014 г,, когда внешнеэкономические связи приднестровских предприятий со странами Евросоюза поднялись еще на несколько десятков пунктов (с Польшей, например, наблюдался рост более чем в 50 раз!), в то время, как с Россией – еще более сузились. Сейчас бы подавляющее большинство наших предприятий довольно уверенно чувствовали себя на российском рынке. А так – время было упущено.
Кстати
Молдавия "будет работать" над распространением ассоциации и ЗСТ с ЕС на Приднестровье
"Мы его распространяем, но они (представители ПМР – прим. ИА REGNUM) еще с ним не совсем согласны. Мы продлили режим автономных преференций до конца будущего года, а между тем будем с ними работать. Я надеюсь, что они поймут, что это в их интересах", – добавил Лянкэ.
В свою очередь министр экономики Молдавии Валерий Лазэр заявил, что в распоряжении молдавских властей есть год, чтобы продемонстрировать приднестровским экономическим агентам "предполагаемые преимущества" соглашения об ассоциации с ЕС.
ИА REGNUM напоминает, что никогда не входившая в состав "Республики Молдова" Приднестровская Молдавская Республика не принимала участия в переговорах по Соглашению об ассоциации Молдавии с ЕС и не намерена присоединяться к зоне их свободной торговли, предусмотренной этим соглашением. При этом, по подсчетам приднестровских властей, создание ЗСТ между Молдавией и ЕС способно критически ухудшить экономическое положение Приднестровья. Так ПМР может потерять 39% производства, 65% экспорта, 57% внешнеторгового оборота, 36% налоговых поступлений в бюджет и 23% ВВП. Главным продуктом экспорта ПМР в страны ЕС является металлургическая продукция. В то же время, в случае заключения Молдавией соглашения о зоне свободной торговли с ЕС, приднестровские экономические агенты могут лишиться европейских рынков сбыта, что используется Кишиневом и его западными союзниками для давления на Тирасполь с целью интеграции Приднестровья в правовое и экономическое пространство Молдавии.