На информационном часе правительства ПМР на Верховном Совете ПМР 11.03.2015 г. постоянно звучала одна и та же ноющая нота – нет предложений по выходу из кризиса, никто не предлагает, где найти деньги для покрытия бюджетного дефицита, чтобы отказаться от 30-процентного усекновения зарплат и пенсий. А правительство-де исчерпало свои креативные возможности, предложив ввести новый налог – на имущество юридических лиц, который нехорошие депутаты отклонили. Более того, как выяснилось из выступления М.Парнас, правительство и в будущем не видит никаких новых источников дохода, кроме налога на имущество физических лиц, то есть опять собирается его втюривать законодателям.
Чтобы почувствовать весь градус крокодиловых слез, пролитых вокруг "дефицита антикризисных предложений", всю отчаянную "безнадегу" нашего правительства по поводу кризиса предложений, достаточно напомнить, что президент Е. Шевчук на том же самом информационном часе пообещал даже наградить государственными наградами тех, кто поможет правительству выйти из "безнадеги" (это не считая обещанных самим правительством 50 тыс. баксов за пакет антикризисных мер).
Все эти стенания иначе как откровенным трепом и дезинформацией и назвать-то нельзя.
Вот например, предложения депутата ВС ПМР, председателя комитета по экономике, бюджету и финансам О. Василатия. О том, где найти недостающие деньги. С указанием источников доходов, размеров дополнительных средств. Всего на сумму 231,9 млн. руб. ПМР. То есть в размере средств, достаточных для выплат всех пенсий всем пенсионерам ПМР в полном объеме за один месяц.
Предложение это было им обнародовано еще 20 февраля 2015 г. на сайте депутата. Со стороны правительства или президента – никаких комментариев, никаких опровержений, никаких наград или премий. Глухое, полное, тотальное замалчивание.
А какие могут быть опровержения или сомнения в исходных цифрах со стороны правительства, когда сам автор сообщает , что его предложение основано на данных закона о республиканском бюджете на 2015 г. (то есть на данных правительства как разработчика законопроекта о бюджете) и на открытой информации правительства же и хозяйствующих субъектов.
"МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИЗМЕНЕНИЮ СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1. Объединение прокуратуры и аппарата уполномоченного по правам граждан. Экономия расходов на содержание аппарата уполномоченного по правам человека – 1 510 тыс. руб.
2. Передача Минэкономразвития функций Фонда государственного резерва. Экономия средств на финансирование фонда – 835 тыс. руб.
3. Передача Министерству просвещения функций Государственной службы по спорту. Экономия расходов на функционирование службы – 1000 тыс. руб.
4. Приостановление действия дополнительных надбавок для сотрудников МИД. Экономия расходов на функционирование органа – 255,6 тыс. руб.
5. Объединение изданий "Вестник ПРБ" и "Экономика Приднестровья". Экономия расходов на издание журнала "Экономика Приднестровья" – 159 тыс. руб.
6. Уравнивание по уровню предоставления льгот на коммунальные услуги работников правоохранительных органов. Экономия расходов ГТК на возмещение льгот, получаемых сотрудниками ГТК – 625 тыс. руб.
МЕРОПРИЯТИЯ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ И УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ
7. Разрешение импорта автомобилей старше 14 лет. Увеличение объема импортной таможенной пошлины, поступающей в бюджет – 23100тыс. руб.
8. Приостановление финансирования работ по формированию земельных участков и составлению планов земельных участков. Экономия бюджетных расходов – 4000 тыс. руб.
9. Приостановление программы замены электросчетчиков. Сокращение затрат предприятия; возможность направить высвобожденную сумму средств в бюджет в виде части прибыли или займа – 12605 тыс. руб.
10. Установление фиксированной цены закупки металлома ММЗ на внутреннем рынке ПМР в размере 1500 руб./т. Снижение себестоимости продукции предприятия, который позволит отказаться от предоставления предприятию льготы по налогу на доходы (79 млн. руб.), а также направить в бюджет сумму, подлежащую оплате предприятием за потребленный газ – 120000 тыс. руб.
11. Направить средства в размере 1 % от ЕСН на финансирование выплат пенсий. Экономия средств фонда и их перенаправление на пенсионные выплаты – 54606 тыс. руб.
12. Перевод пенсионеров на обслуживание по электронным картам. Экономия расходов на доставку пенсий – 7289 тыс. руб.
13. Изъятие в бюджет прироста цены за услуги по техническому осмотру. Привлечение дополнительных источников финансирования – 6000 тыс. руб.
Всего: 231 984,6 тыс. руб. "
Можно только догадываться о том, что же и по каким соображениям оказалось неприемлемым для нашего правительства в предложениях депутата О. Василатия.
Очевидно, правительство считает, что сохранение выпуска двух журналов – "Вестник ПРБ" и"Экономика Приднестровья" вместо одного – это важнее, чем выплачивать пенсии и зарплаты в полном объеме.
Очевидно, правительство считает, что продолжение программы замены работающих электросчетчиков на другие работающие электросчетчики – это важнее, чем выплачивать пенсии и зарплаты в полном объеме.
Очевидно, правительство считает, что запрет на импорт автомобилей старше 14 лет – это важнее, чем выплачивать пенсии и зарплаты в полном объеме.
На этом примере видно, что речь идет не об отсутствии конструктивных предложений, где деньги взять, а речь идет о разных подходах, о разных ценностях, которые исповедуют приднестровцы, с одной стороны, и правительство ПМР – с другой стороны. Что важно, а что не важно. У кого можно взять, а у кого – не сметь!
Для правительства ПМР ну совершенно неприемлемым являются покушения депутата, например, на льготы сотрудникам таможни. Причем речь в предложении Василатия идет даже не об отмене этих льгот, а всего лишь – об уравнивании льгот таможникам с льготами, предоставляемым сотрудникам других правоохранительных органов.
Как можно! Да путь уж лучше пенсионеры не получают свои 30 процентов. Не баре!
И уж совсем неприемлемым для правительства является предложение О. Василатия о приостановке действия дополнительных надбавок (в двухкратном размере!) к зарплатам сотрудников заведения мадам Штанской, в то время, как у других госслужащих изымают треть их честно заработанных средств.
Вот и возникает вопрос: а нужно ли нам правительство, которое исповедует другие ценности, чем мы с вами – приднестровцы, пенсионеры и бюджетники? И не пора ли этих чиновников и крышующего их президента поставить на свое место?
Кстати, как свидетельствуют последние события, подходы и ценности Шевчука вполне тождественны подходам и ценностям его правительства, и странно, если бы это было не так. Как известно, сразу после информационного часа в ВС ПМР наш президент тут же укатил на арендованном за 25000 евро самолете, говорят, в Грецию.
Да пошли они подальше, эти пенсионеры и бюджетники, когда ему в Грецию зачем-то лететь захотелось – и не пассажиром рейсового самолета, а барином, на чартере.
На ПМРФ уже высказывалась мысль о том, что вовсе не в отсутствии источников антикризисного финансирования, тем более не в отсутствии конструктивных антикризисных предложений дело, а в разных подходах и ценностях – у нас и у президентского правительства.
"Просто наше шевчуковское правительство и его уваровы в упор не хотят видеть эти предложения (об источниках покрытия бюджетного дефицита – ПМРФ), не говоря уже о том, чтобы их реализовать. Поскольку в этих предложениях речь идет о коренной смене всей концепции деятельности шевчуковского правительства, после чего лица некоторых наших министров перестанут трещать по швам и станут походить на лица нормальных приднестровцев. А на фигурах некоторых министров будут нормальные турецко-китайские платья, а не шедевры от Армани".
Высказывались на ПМРФ (кстати, примерно в то же время, что и О. Василатием – еще 23 февраля) и некоторые предложения об источниках покрытия бюджетного дефицита в нынешний кризисный период. Они были радикальнее, чем предложил О. Василатий, но в том же направлении: не воруйте из бюджета, а зарабатывайте в бюджет!
Например, предлагалось не только приостановить двойные зарплаты в заведении мадам Штанской (как у О. Василатия) , а вообще на корню ликвидировать министерство иностранных дел в связи с тем, что у непризнанного Приднестровья по определению нет и пока не могут быть никаких иностранных дел. И вся деятельность мадам сводится к организации дипломатического туризма по Европе под видом каких-то бесплодных переговоров с Молдовой и к организации ее личных шоп-туров уже без всякой маскировки под какие-либо переговоры.
Да что говорить о предложениях ПМРФ или депутата О. Василатия! Более месяца назад, еще 3 февраля, Верховный Совет ПМР, оторвавшись по просьбе правительства от своих насущных забот по законотворчеству, разработал и предложил правительству комплекс антикризисных мер из 35 пунктов.
И ни одно предложение законодателей в так называемые "некоторые антикризисные меры правительства" не вошло!
И стало окончательно ясно то, что было видно некоторым экспертам сразу: правительству не нужны никакие предложения антикризисных мер, и никакие сами эти антикризисные меры не нужны, и правительство втянуло Верховный Совет и постоянно втягивает разные другие организации и неопределенный круг лиц (через свой объявленный антикризисный конкурс) только затем, чтобы напустить туману, ловить рыбку в мутной воде и, в лучшем случае, обзавестись подельниками, когда начнут с правительства серьезно спрашивать за преступный беспредел и разгром экономики (а этот спрос непременно будет учинен рано или поздно).
Это невероятное утверждение становится вполне вероятным, если предположить, что правительство действует не с антикризисной целью, а желая окончательно угробить экономику ПМР. Тогда все странности поведения нашего правительства перестают быть странностями, а все высокие оценки президента в адрес правительства, приведшего страну практически к голоду, становятся объяснимы: так он отмечает успехи своих подельников по развалу нашего государства.
Доказательства измены уже обнародованы. Их никто не опровергнул и не пытается опровергнуть. Их невозможно опровергнуть.
К этим доказательствам можно добавить результаты прошлогодней проверки Счетной палатой ПМР состояния финансов республики. Счетная палата пришла к выводу, что это финансовое состояние было на момент проверки напряженным, но достаточным для того, чтобы не вводить летнее (2014 г.) 20-процентное изъятие доходов бюджетников в виде прямых недоплат или в виде косвенных недоплат через сокращение рабочей недели.
Это вывод Счетной палаты никем не опровергнут до сих пор.
По свидетельству того же О. Василатия, и весной 2015 г. у правительства при правильной управленческой политике были средства на полную выплату зарплат и пенсий. И необходимости в изымании трети доходов людей не было. Он об этом заявил на информационном часе правительства 11.03.2015 г. а потом отдельно разместил расчеты в сети Фейсбук:
"Нам рассказывают очень много про альтернативу между гиперинфляцией/девальвацией и невыплатой заработной платы. Попробуем разобраться.
По поводу ситуации с заработной платой и пенсиями из того, что вчера попытался объяснить руководству республики.(На информационном часе О. Василатию просто заткнули рот, когда он начал "углубляться". Спикер ВС ПМР М. Бурла несколько раз его останавливал, заявляя, мол, у нас "еще три выступающих", "еще три выступающих". А когда О. Василатий остановился, никого из трех выступающих не обнаружилось – примечание ПМРФ).
Заработанная плата – 120 млн. руб./мес. х 3 мес. = 360 млн. руб.
Пенсии – 213 млн. руб./мес. х 3 мес. = 639 млн. руб. (со 100 руб. дополнительной надбавки)
Итого: 360 + 639 = 999 млн. руб.
Доходы РБ: 125,6 + 107,6 + 107,6 = 340,8 млн. руб.
Доходы ЕСФ: 106,1 + 112,2 + 112,2 = 330,5 млн. руб.
Источники покрытия дефицита бюджета: 450 млн. руб.
Итого средства, которыми располагает государство:
340,8 + 330,5 + 450 = 1121,3 млн. руб.
В чем состоит проблема – доходы бюджета делятся на две категории:
- общие доходы – 86 + 78 + 78 = 242 млн. руб.
- доходы, имеющие целевое назначение – 340,8 – 242 = 98,8 млн. руб.
Доходы, имеющие целевое назначение законодательно запрещено использовать на финансирование общих расходов. Т.о. те ресурсы, которыми будет обладать государство для выполнения своих обязательств перед бюджетниками и пенсионерами будут составлять – 1 1121,3 – 98,8 = 1022,5 руб.
Т.е. денег «впритык». А есть еще расходы на другие социально-защищенные статьи. В этой ситуации у управляющих финансами есть три возможности:
1) взять заем у своих граждан. Это как раз и произошло – общая сумма займа в месяц: (120+213) х 0,3 = 99,9 млн. руб. в месяц.
2) взять кредит в коммерческом банке либо несколько займов у контролируемых государством предприятий на закрытие временных финансовых проблем (не эмиссионный механизм);
3) временно привлечь средства из целевых бюджетных фондов (это можно было сделать путем внесения изменений в законодательные акты, что в режиме законодательной необходимости может быть сделано в течение 1-2 дней).
PS: расчеты проведены без учета остатков бюджетных средств, с которыми республика вошла в 2015 год. Если их добавить – ситуация будет еще менее катастрофичная".
Никто эти утверждения депутата до сих пор не опровергнул и, можно смело утверждать, опровергать не будет.
Потому что их опровергнуть нельзя.
И потом. В случае опровержения кто будет принимать за чистую монету приводимые правительством или президентом цифры, когда в Приднестровье при Шевчуке сложилась настоящая преступная система сокрытия информации с целью дальнейшей манипуляции информацией? Даже законодатели не могут пробиться к базовой информации, их туда не пускают. Не пускают Счетную палату ПМР, не отвечают на депутатские запросы. Заблокировали все оппозиционные информресурсы. Не пускают в российские командировки без разрешения МИДа, чтобы ненароком не вывезли нежелательную для реноме правящей в ПМР группировки информацию.
Вот на том же информационном часе депутат А. Дирун попытался выведать у докладчика от правительства М. Парнас состояние текущих прибылей наших госпредприятий и предприятий с долей государственной собственности, чтобы показать, что эти средства можно пустить на погашение бюджетного дефицита. Так М. Парнас сначала дурочкой прикинулась ("мне не известно, что такое "текущие прибыли"), а когда Дирун объяснил, что он хочет, она пожала плечами: " А зачем?".
Так и не ответила.
Преступное сокрытие информации группировкой Шевчука зашло так далеко в ПМР, что пора уже принимать серьезные меры и законодательного, и правоохранительного, и правозащитного уровня. Хватит уже врать! Эти спекуляции на цифрах больше нельзя терпеть. Особенно с учетом того, что даже на территории одного информационного часа люди, ответственные за решение экономических проблем продемонстрировали свою полную некомпетентность в элементарных вопросах и противоречили друг другу в элементарных вещах.
Чтобы не быть голословным (можно проверить вот здесь).
Так, президент Шевчук, оказывается не знает, какой у нас текущий курс доллара и спрашивает об этом у зала и своих правительственных чиновников, хотя курс доллара почти три года не меняется.
Он же заявляет, что покупательская способность пенсий в России упала в два раза тогда как, мол, приднестровская пенсия твердо держится на одном уровне. Он или не знает, или пытается ввести в заблуждение.
Да, если пенсионеры в России кинутся покупать доллары, то они получат в два раза меньше долларов, чем до девальвации рубля. Но пенсионеры России, как и вообще пенсионеры, почему-то не стоят в очередях в обменниках за долларами ( в отличие от чиновников Шевчука), их чаще можно увидеть в очередях в аптеках. А вот инфляция в России (и это тоже прозвучало на информационном часе) в связи с девальвацией рубля увеличилась только на 8 процентов. Что же касается жизненно важных лекарств и продуктов, так правительство РФ, как известно, усилило свой контроль за необоснованным увеличением цен, и взлетевшие кое-где цены пошли вниз. Так же Правительство РФ, в отличие от нашего, провело внеочередную индексацию пенсий в сторону их увеличения на величину инфляции.
Так что Шевчук в очередной раз продемонстрировал свое невежество и склонность к игривым пасьянсам с цифрами.
М. Парнас, выступая, пугала, что если в ПМР пойдет по пути девальвации своего рубля на 40 процентов, народ получит инфляцию в размере 80 процентов. А вот ее шеф, Шевчук считает, что 1 процент девальвации проводит к 0,5 процента инфляции. У Парнас получается с точностью до наоборот.
Так и хочется сказать: вы там между собой договоритесь, хотя бы по этим цифрам, прежде чем народ запугивать инфляцией.
Остается ответить на простой вопрос: зачем всю грязную возню с удержанием доходов бюджетников и пенсионеров затеяло и проводит уже во второй раз наше шевчуковское правительство (первые манипуляции с зарплатами прошли еще летом 2014 г.)? И почему в 2015 г. оно делает это не прямо через постановления правительства, а поручив грабеж народа некоей неконституционной госкомиссии?
На эти вопросы тоже уже озвучены некоторые ответы. Разумеется, при отсутствии достоверной статистики трудно постичь всю глубину мошеннических комбинаций приднестровских "золотых теленков" или, как пел в известном телефильме О. Бендер, "оценить всю красоту игры". Но пара-тройка приемлемых версий таки имеется.
Некоторые считают, что вся эта возня является способом давления на Россию с целью увеличить содержанство недееспособного шевчуковского режима. Другой вариант не исключает, что хотят получить средства из внутреннего источника для крутежа денег или финансирования через разные полуподпольные фонды разных "счастливых" проектов (вот опять из откуда-то взялись же 140 млн. долларов на запуск ММЗ). Третье предположение исходит из того, что деньги хоть и есть (по Василатию), но они связаны в разного рода гешефтных проектах, и потому открытое изъятие денег у населения (то есть по УК ПМР – грабеж) поручены некоей госкомиссии, чтобы избежать неминуемой ответственности в будущем, в том числе, и уголовной.
Так это или нет, мы вскоре увидим.
Экономический обозреватель ПМРФ