После прихода к власти группировки Е. Шевчука в 2012 г. и первых, по меньшей мере странных, инициатив, повлекших тяжелые последствия для нашего государства, многие, в том числе и автор этих слов, задавали себе вопрос: что это? Результат неумелой, непрофессиональной работы или сознательная антигосударственная деятельность? На первый порах многих удовлетворяла формула, данная в книге нашего публициста Л. Леонова, что у нас воцарилась "Диктатура дилетантов".
Действительно, начиная от кадровой политики, смачно окрашенной гендерными мотивами, и кончая совершенно детскими, заведомо обреченными предложениями к Молдове полюбить нас, все предложения и "мелкие шаги" наших шевчуковских управленцев и его самого светились хрестоматийным дилетантизмом.
Но дальше – больше. В средине 2013 года из-за грубо ошибочных управленческих решений (оценим их пока так) начали останавливаться крупные предприятия и целые отрасли. Экономика государства, социальная сфера, бюджет стали заваливаться набок. Началось резкое падение рейтинга Шевчука. В конце тринадцатого года по данным соцопроса, проведенного оппозицией, лишь один человек из десяти доверял президенту Шевчуку, по неопубликованным данным придворных социологов – и того меньше: полчеловека из десяти (4-5 приднестровцев из сотни).
Людей уже мало заботило: являются ли все углубляющиеся провалы следствием некомпетенции Шевчука и его группы или следствием государственной измены. И в том, и в другом случае результаты бывают тождественны. ПМРФ стал ставить вопрос о необходимости остановки деятельности разрушителей не позже средины 2014 г., поскольку далее явно просматривалось все более нарастающее необратимое разрушение всех сфер деятельности нашего небольшого государства. Все больше поднимался вопрос об ответственности за содеянное. Поскольку если шизофреников надо лечить, а дилетантов учить, то у изменников – совсем другая судьба.
В средине 2014 г., как и ожидалось, обозначились первые признаки нового этапа в жизни ПМР – тотального саморазрушения государства вследствие действий группировки Шевчука. На 20 процентов были сокращены зарплаты бюджетникам. Людей просто стали грабить, обещая им вернуть в будущем недоплаченное. Как будто человек может удовлетворить сегодняшний голод в результате отсутствия куска хлеба обещанием, что через месяц он может съесть два куска. (Общество "проглотило" эту новацию, и она так понравилась Шевчуку, что с 1 марта решили не только бюджетникам не доплачивать – уже 30 процентов, но и пенсии сократить на 30 процентов! А также вздрючить тарифы на ЖКХ, ввести практически полностью платную медицину, дорогое платное образование и т.п.).
Однако все еще не было явных доказательств, что президент и его правительство проводит антигосударственную политику не по безграмотности, а осознанно, изменнически. Как бы это ни казалось невероятным.
И вот наконец, эти доказательства появились. Забегая вперед скажу: приднестровцы оказались заложниками более сложной комбинации, чем просто дилетантство или измена. У нас произошло и то, и другое. Такая вот гремучая смесь.
В динамике оно выглядело так.
Начиналось с дилетантства. Затем, примерно в конце 2013 г. начался новый этап - после неоднократных, дилетантских опять же попыток исправить положение. Исправить прежде всего за счет российских денег. Странный у нас президент! То он рассчитывал сесть на правление в условиях каких-то мифических золото-валютных сундуков, а когда их не обнаружил (а их и быть не могло!), начал фантазировать, что казну разворовали в последний момент до него. То почему-то стал бить на то, что Россия должна нас тут содержать, в том числе, и Шевчука с его многочисленным гаремом. А когда Россия спросила, а что ты сам-то там делаешь? – Шевчук сказал : "Ах, так!" И сначала озлобился – как он по своему характеру запросто делает, а потом, по мере нарастания проблем в государстве вообще стал работать на запасной аэродром. Поскольку запасные аэродромы просто так не дают и надо отрабатывать.
Сегодня мы покажем, как творится измена на одном примере. Как Шевчук и его правительство из двух вариантов валютной политики (девальвировать "суворик" или нет) выбрали вариант, заведомо добивающий нашу экономику и наше государство.
Мы выбрали этот пример по нескольким причинам.
Во-первых, это стратегически важное решение на длительную перспективу. Это самый важный экономический (и не только) выбор сегодня.
Во-вторых, он очень прост, правильный выбор из двух вариантов должен был сделать даже ребенок. Поэтому в выборе Шевчука заведомо не могло присутствовать оправдывающего дилетантства. Да будь ты даже шизофреником и дауном, ты должен был сделать другой выбор, а не тот, который сделал Шевчук. По этой причине выбор Шевчука – это выбор изменника.
В-третьих, все исходные параметры и данные, так удачно сложилось в последние дни, предоставлены самим Е. Шевчуком и его министром экономического развития А. Слинченко. Поэтому они не смогут откреститься, мол, цифры и факты, которые им предъявляют, они не за знают и потому не признают.
Итак, речь о выборе важного, непростого решения девальвировать или не девальвировать национальную валюту по отношению к доллару.
Сам Шевчук сформулировал этот выбор так (в Послании к народу Приднестровья):
"Сегодня должен сказать, что мы находимся в стадии реализации непростого, непопулярного решения: или мы решаем проблему нехватки доходов девальвацией валюты и выплачиваем причитающиеся заработные платы и пособия при резкой инфляции и галопирующем росте цен, или уменьшаем расходы и формируем задолженности по пенсиям, заработным платам и удерживаем девальвацию и инфляцию в устойчивых параметрах…"
ПМРФ уже затрагивал эту дилемму Шевчука в своем комментарии. Процитруем:
"Рассмотрим эти варианты Шевчука.
1-й вариант. Девальвируем "суворик" "при резкой инфляции и галопирующем росте цен".
2-й вариант. Удерживаем твердый "суворик", но "уменьшаем расходы" (читай – уменьшают зарплаты), "формируем задолженность по пенсиям и зарплатам".
Оба эти варианта, так как они изложены Шевчуком, имеют практически одинаковые негативные последствия для народа: ухудшение его положения, уменьшение покупательской способности (по 1-му варианту из-за роста цен, по 2-му варианту из-за сокращения и задержки зарплат и пенсий)"…
Тут прервем цитату и приведем доказательство того, что оба варианта имеют одинаковые негативные последствия для народа. Я не мог этого сделать сразу, поскольку не было ясно, что они там изобретут против народа, очевидные доказательства появились только сейчас, после заявления Шевчука, что с 1 марта правительство будет удерживать из зарплат бюджетников и пенсий по 30 процентов, то есть фактически незаконно изымать почти треть и без того мизерных доходов людей (подчеркиваю – не законно! Более того, в ПМР имеется закон, наказывающий работодателей за несвоевременную выплату зарплаты, и правительство, как работодатель бюджетников, никаких поблажек по этому закону не имеет).
Вот это доказательство.
1. Правительство удерживает 30 процентов зарплат и пенсий. Таким образом, при 30-процентной инфляции негативный эффект для приднестровца будет такой же, как и при 30-процентном сокращении зарплаты.
2. Как сообщил Е. Шевчук в своем послании: "1% удешевления рубля (девальвация) – это около 0,5% инфляции (удорожания) жизни".
3. Исходя из уравнения Шевчука (1% девальвации = 0,5% инфляции) рассчитаем, на какой процент нужно девальвировать "суворик", чтобы получить такой же негативный эффект для простого пенсионера, как и сокращение пенсии на 30%, то есть при каком проценте девальвации "суворика" возникает 30-процентная инфляция?
60 процентов девальвации "суворика" равно 30 процентам инфляции.
4. Теперь подсчитаем, каким должен быть курс "суворика" при 60-процентной девальвации.
Курс равен 11,1 руб., прибавить 60 процентов от 11,1 руб., то есть прибавить 6,7 руб. Равно 17,8 руб. Приблизительно 18 руб. за доллар.
5. Итак, недоплата 30 процентов зарплат и пенсий по своему негативному эффекту для приднестровца равна девальвации "суворика" до 18 руб. за доллар.
Попробуйте опровергнуть.
Мы доказали, что и первый вариант (девальвация "суворика" до 18 руб. за доллар), и второй вариант (сохранение твердого "суворика" при 30 процентном сокращении зарплат и пенсий) имеют одинаковый негативный результат для народа.
Идем дальше. А какие-то отличия между первым и вторым вариантом есть? Есть! И они очень существенны!!!
Продолжу цитирование своего комментария к Посланию Шевчука:
"Но если оба варианта равны по негативным последствиям для народа, то они абсолютно не равны в позитивных последствиях. И первый вариант значительно предпочтительнее, если мы рассматриваем эти возможные позитивные последствия. И вот почему.
Во-первых, стоит заметить, пример Украины показывает, что при гигантском падении курса национальной валюты по отношениям к другим валютам, внутренние цены вовсе не галопируют в такой же пропорции. Убедиться в этом можно элементарно каждому. Проезд в Одессу из Кучурганов как стоил 22 гривны пару месяцев назад, так и стоит, хотя курс гривны за это время упал более чем в два раза. А некоторые цены даже стали ниже, особенно это относится как раз к продуктам (мясо, например, снизилось с 65 до 55 гривен за кило). Рынок не может поднять цены, поскольку покупательная способность населения не поднялась, и по завышенным ценам продукты никто не покупает, кроме жителей Приднестровья, где цены на аналогичные продукты в 3-5 раз выше, чем сегодня на Украине. Такая же ситуация наблюдается и в Молдове. Ну мы же все там бываем и видим, зачем нам лапшу на уши вешать насчет галопирующих цен? Хотя, разумеется, они растут, а с нашим президентом и его никчемным правительством они, действительно, могут "сорваться" с цепи.
Во-вторых, если мы пойдем по первому варианту, девальвируем "суворик", то в разы увеличатся доходы приднестровцев, живущих на российские рубли (российских пенсионеров, семьи гастарбайтеров, получатели пособий и кредитов в российских рублях). Половина Приднестровья живет на российские рубли так или иначе.
В-третьих, если мы пойдем по первому варианту, девальвируем "суворик", у нас появляется конкурентный экспортный товар, у нас начинает расти экспорт, от которого, напомню, формируется 85-90 процентов доходов бюджета ПМР. Если же мы пойдем по второму варианту, у нас не появляются НИКАКИХ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ. Не появляется никаких точек роста. По второму варианту нам неоткуда ждать разблокирования кризиса, улучшения ситуации.
Второй вариант – это цепная реакция самоудушения государства. И именно этот вариант выбрал Шевчук и его никчемное правительство"!
Вариант, избранный Шевчуком и его правительством неминуемо должен привести к тому, что с 1 мая процент изъятий доходов должен увеличиться до 40 процентов, с 1 июля – до 50 процентов и т.д. Избранный Шевчуком путь не содержит механизмов остановки этой тенденции все большего и большего ограбления народа.
К этому выводу остается добавить только несколько интересных фактов.
Известно, что приднестровская экономика является экспортно ориентированной. В том же Послании Шевчука это выражено в цифрах так: "Внутренний рынок, – по словам Шевчука, – наполняет бюджет, по оценкам экспертов, всего лишь на 10 – 15%, остальные доходы – это поступления от внешнеэкономической деятельности".
Известно, что директора наших экспортно ориентированных предприятий уже обращались к правительству и к Верховному Совету ПМР с просьбой девальвировать "суворик". По словам министра экономического развития А. Слинченко в телепередаче "От первого лица" производственники просили именно 18 рублей за доллар, и обещали, что в этом случае они вернутся на утраченные для них рынки, утраченные сегодня из-за удорожания их продукции в условиях "твердого суворика".
Например, это тоже озвучено Шевчуком, на Каменском консервном заводе – одном из двух предприятий, прорвавшихся в 2014 г. на российский рынок со своим великолепным консервированным горошком, сложилась, по словам Шевчука, "тяжелейшая ситуация." Тяжелейшая ситуация означает (цифры тоже опубликованы) что сегодня на складах Каменского завода скопилось нереализованной продукции на 5 млн. долларов!!! (полгода работы на склад). Подсчитайте сами, сколько недополучил бюджет только с этого предприятия.
Эта тяжелейшая ситуация возникла в результате исключительно и только стремления Шевчука и его правительства зачем-то держать "твердый суворик" на совершенно мифическом уровне. При том, что по мнению председателя комиссии по бюджету и финансам ВС ПМР О. Василатия, даже незначительная девальвация, но проведенная плавно, вовремя, синхронно с девальвациями у наших соседей, и всего лишь в пределах до 11,2 рубля за доллар к концу 2015 г. значительно облегчила бы жизнь наших предприятий- экспортеров, а значит и государства, и народа.
Попытка объяснить затоваривание складов Каменского консервного завода на 5 млн. долларов тем, что, мол, это Россия виновата, зачем девальвировала рубль? – именно так говорит Шевчук и его правительство - является не просто бредом, это обман. Цены были согласованы в долларах, поэтому если в России доллар стал меняться, он должен был меняться и в Приднестровье. И не только для Каменского завода, и не только для российского рынка, но и для других заводов, для других рынков, даже более для нас важных – Молдовы и Украины, где тоже шли процессы девальвации валют, когда у нас все столбняком стояло. В результате политики Шевчука эти рынки сегодня почти потеряны, экспорт в Россию сократился в 3,5 раза только за последний год!
Чтобы девальвация у нас не привела к обвальным процессам, как это неминуемо произойдет в ближайшее время, девальвация "суворика" должна была бы идти синхронно, постепенно, по чуть-чуть, адаптируя необходимое удорожание импортного сырья (если таковое применяется), рост зарплат и рост цен.
Вот в чем должна была состояться доблесть нашего правительства: в установке скорости и меры девальвации и других сопутствующих процессов на рынке, а не в примитивном поддержании американского рубля, которого все равно приднестровцы давно в глаза не видят ни в обменниках, ни на рынках у спекулянтов. Все наличные доллары наше правительство благодаря такой своей политике блистательно профукало еще в ноябре-декабре 2014 г.
О чем не раз писал и предупреждал ПМРФ.
Подведем некоторые итоги.
1. Выбор Шевчуком и его правительством варианта "твердого суворика" при снижении зарплат и пенсий при отсутствии каких-либо ожидаемых точек роста очевидно свидетельствует, что этой группировкой проводится антигосударственная политика, направленная на ослабление Приднестровской Молдавской Республики, создание нетерпимой обстановки для народа, чреватой серьезными последствиями.
2. Группировка Шевчука не только не может продолжать какие бы то ни было антикризисные мероприятия (у нее диаметрально другая цель и другие задачи), но должна быть немедленно всеми законными способами отстранена от власти и отдана под суд.
3. Верховный Совет ПМР должен завершить конституционную реформу с упразднением поста президента ПМР, с изменением положений, препятствующих уголовному преследованию каких бы то ни было должностных лиц за преступления, совершенные ими во время исполнения должностных обязанностей.
Экономический обозреватель ПМРФ.