Сегодня ПМРФ публикует статью оправдывателя приднестровского правительства П. Уварова, который пытается доказать, что Верховный Совет ПМР тормозит наше славное правительство в его неустанных поисках чем бы покрыть бюджетный дефицит, созданный, как в правительстве считают, непомерными льготами для приднестровцев. Ответ нашего экономического обозревателя на вопрос, заданный П. Уваровым "Как и чем будем покрывать растущий бюджетный дефицит?" читайте после его статьи.
Как будут покрывать растущий дефицит бюджета?
В законе о республиканском бюджете на 2015 год и среднесрочную перспективу, который Верховный Совет ПМР принял в конце декабря, был заложен общий дефицит в 1,77 миллиарда рублей. 60% этой суммы – 1,07 миллиарда – приходилось на социально защищенные статьи (в их числе зарплаты, пособия и пенсии), при этом 400 миллионов рублей по этим статьям не были обеспечены источниками финансирования
Бюджет Единого государственного фонда социального страхования, из которого в ПМР выплачиваются пенсии, тоже был утвержден с большим дефицитом – в 1,13 миллиарда рублей, и почти 155 миллионов из этих недостающих средств также не имели под собой реального источника покрытия.
В начале года Президент ПМР Евгений Шевчук, не согласившись с тем, что депутаты приняли оба бюджетных закона с поправками, которые появились без должного финансово-экономического обоснования, наложил вето на отдельные пункты этих законов и отправил их в Верховный Совет на повторное рассмотрение.
С учетом вето Главы государства общий дефицит республиканского бюджета должен уменьшиться почти на 90 миллионов рублей (до 1,68 млрд), а дефицит ЕГФСС – на те самые 155 миллионов, не обеспеченных другими источниками. В результате непокрытый дефицит по социально защищенным статьям в республиканском бюджете составит около 312 миллионов рублей (а не 400, как в том варианте, который был принят Верховным Советом).
В ближайшей перспективе парламентарии должны рассмотреть президентские вето и принять решение – либо преодолеть их (для этого нужно 29 голосов депутатов), либо согласиться с мнением Главы государства. Президент, направляя свое решение об отклонении некоторых пунктов бюджетных законов, предложил Верховному Совету подойти к вопросу без популизма и не увеличивать необеспеченные расходы госбюджета. Какое решение, в свою очередь, примут парламентарии?
***
В своем обосновании к вето Глава государства призвал депутатов учесть влияние на экономику ПМР тех процессов, которые сегодня происходят в соседних странах, Украине и Молдове, а также в России и Европейском Союзе.
Мы видим, что Молдову также захватила волна девальвации национальной валюты, на Украине продолжается обесценение гривны и даже евро несколько потерял в весе по отношению к доллару. Как в Молдове и на Украине, так и в России падает покупательная способность, а это значит, что и рынок этих государств сужается, в том числе и для приднестровской продукции. Все три страны входят в число наших основных торговых партнеров.
По тем данным, которые на недавнем заседании Правительства ПМР привела министр экономического развития Алевтина Слинченко, в январе нынешнего года экспорт в РФ, РМ и Украину снизился, и весьма существенно. О том, что ситуация усугубляется, можно судить и по динамике объема промышленного производства в республике – в январе 2015 года по сравнению с декабрем 2014-го оно сократилось в целом более чем на 25%. Если брать ведущие отрасли, то, например, в черной металлургии выпуск продукции уменьшился наполовину, в промышленности строительных материалов – на 32%, в пищевой и легкой промышленности – на 41% и 29% соответственно.
Если же нет производства и экспорта, то, естественно, меньше становится и налоговых поступлений в бюджет. В свое время при принятии закона о республиканском бюджете Правительство, видя негативные тенденции, проявившиеся с октября 2014 года, уменьшило план по доходной части бюджета. Это был пессимистический прогноз. Однако сегодня положение таково, что этот прогноз надо корректировать в сторону еще большего пессимизма.
Как отметила на заседании Правительства министр финансов Елена Гиржул, за первые две недели февраля республиканский бюджет собрал вдвое меньше средств, чем за аналогичный период прошлого года. И такая ситуация уже сказалась на графике погашения январской зарплаты – частично этот график сдвигается на март.
Если нынешняя динамика налоговых поступлений в бюджет сохранится, то, исходя из расчетов Минфина, общий дефицит республиканской казны в 2015 году может превысить 2 миллиарда, увеличившись в сравнении с прежними прогнозами еще на 300 миллионов рублей. Соответственно, на эту же сумму увеличится и тот недостаток средств по социально защищенным статьям, который сегодня никак не обеспечен источниками финансирования.
Более того, по оценкам Минфина, из-за сокращения налоговых платежей непокрытый дефицит появится и в ЕГФСС. Он может составить 58 миллионов рублей. Если сложить две цифры, получится дополнительно 358 миллионов.
***
В заключение посмотрим на то, каким в итоге может быть необеспеченный дефицит республиканского бюджета и ЕГФСС по социально защищенным статьям, учитывая два варианта развития событий вокруг вето Президента. Если депутаты со всеми вето согласятся, то такой дефицит по республиканской казне и Фонду составит в общей сложности 670 миллионов рублей (то есть 312 плюс 358 миллионов). Это большая сумма, и трудно сегодня представить, за счет чего ее можно было бы компенсировать.
Однако она будет еще большей, если парламентарии станут настаивать на первоначальной редакции расходов госбюджета (в том числе и на сохранении тех пунктов, которые не имели финансово-экономического обоснования) и преодолеют вето Главы государства. В этом случае непокрытый дефицит по социально защищенным статьям, согласно расчетам Минфина, достигнет 913 миллионов. Наверное, было бы правильным, если бы те депутаты Верховного Совета, которые будут высказываться за преодоление вето, одновременно бы и дали ответ на вопрос: «Как и чем будем покрывать растущий бюджетный дефицит?».
Павел Уваров
Не воруйте – и не будет дефицита
Постараюсь очень кратко ответить на последний вопрос: «Как и чем будем покрывать растущий бюджетный дефицит?»
Кратко – потому что ничего практически нового не добавлю к тому, что уже было не раз сказано на эту тему (в том числе, неоднократно – и на ПМРФ). Просто наше шевчуковское правительство и его уваровы в упор не хотят видеть эти предложения, не говоря уже о том, чтобы их реализовать. Поскольку в этих предложениях речь идет о коренной смене всей концепции деятельности шевчуковского правительства, после чего лица некоторых наших министров перестанут трещать по швам и станут походить на лица нормальных приднестровцев. А на фигурах некоторых министров будут нормальные турецко-китайские платья, а не шедевры от Армани.
В двух словах, суть этой другой концепции можно изложить так: "Не воруйте из бюджета, а зарабатывайте в бюджет". И в этом тоже нет ничего нового.
"Не воруйте из бюджета" – означает, что у правительства перестанут из неоткуда появляться какие-то внебюджетные доходы и средства. Например, у правительства не появятся из неоткуда 500 тыс долларов, которые они предполагали истратить на перепись в 2015 г. Не появятся из неоткуда 7 млн. долларов, которые истратил некий Шевчук из своего частного Гуманитарного фонда на ремонт поликлиники в Рыбнице. Не появится из неоткуда дополнительные средства, чтобы платить увеличенную в два раза зарплату работникам МИДа в то время, как всем остальным бюджетникам зарплату на одну пятую часть сократили.
"Зарабатывайте в бюджет" – это не просто призыв, а вообще-то обязанность правительства в соответствии со ст. 76-5 Конституции ПМР: "Правительство Приднестровской Молдавской Республики разрабатывает и представляет Верховному Совету проект республиканского бюджета и обеспечивает его исполнение". Так что призывы Уварова (Правительства) к Верховному Совету указать источники обеспечения исполнения бюджета – призывы не по адресу. Если ВС ПМР будет у нас еще и расписывать для правительства откуда тому деньги взять, тогда Верховный Совет и будет нашим правительством. Тогда правительство нам на что? Если вы, правительство, не можете обеспечить исполнение бюджета, как требует Конституция ПМР, – то просто уйдите. Таких, кто "не может", на место министров мы всегда найдем, некоторые даже бесплатно возьмутся за тяжелую ношу наших министров, с учетом размеров доходов из неоткуда.
Еще одно общее замечание (и тоже оно неоднократно звучало, в частности, и на ПМРФ). О недоверии сообщаемым цифрам. В статье Уварова много-много цифр. Он ими крутит и так и этак, пытаясь доказать, какой у нас плохой Верховный Совет. Все это напоминает потуги известного героя "Золотого теленка" ребусника Синицкого, который путем хитроумных сложений, вычитаний, применения других арифметических действий пытался доказать своими ребусами, что советская власть лучше всякой другой власти.
Ну не верим мы цифрам правительства Шевчука! Не верим. Более того, имеем все основания не верить. Поэтому все "ужасы" от Уварова нас просто веселят. Карты на стол! Тогда и будем серьезно разговаривать. А "карты на стол" означает:
- полная открытость информации об источниках доходов и расходов правительства;
- снятие не основанных на законе секретов (сегодня засекречена вся деятельность правительства, включая структуру и штатное расписание министерств, например, МИДа);
- появление альтернативных источников информации, разблокирование с этой целью оппозиционных СМИ (интернет ресурсов), превращение государственных СМИ общего направления – в общественные (прежде всего приднестровского телевидения);
- и разумеется, полный доступ представителей Счетной палаты к любой документации о движении финансов и иных материальных средств в республике.
См. Л. Леонов. "Антикризисные тезисы".
Вот когда, г-н Уваров, появится такая открытая, альтернативная, в том числе и подтвержденная специально созданным государственным органом – Счетной палатой информация, мы и станем рассматривать приводимые вами цифры. А пока что они для нас являются недостоверными.
Замечу, что если из статьи Уварова убрать недостоверные цифры, то предмета для разговора вообще не останется никакого. Тем не менее, назвать некоторые источники покрытия бюджетного дефицита и тем самым ответить на основной вопрос нашего никчемного правительства можно.
Буквально по пунктам.
1. Вернуть в бюджет украденные из него средства. Или скажем мягче – вернуть незаконно выведенные из бюджета средства.
Это означает вернуть не только средства Гуманитарного и Стабилизационного фондов Шевчука. Это значит надо вернуться к не исполненному своевременно бюджету 2013 г. и все бесконтрольные, несанкционированные Законом о бюджете на 2013 г. расходы, которые делал Шевчук и его правительство в 2013 г, проигнорировав Закон о бюджете на 2013 г., восстановить в бюджете за счет виновников этих трат ( в том числе и расходы, понесенные за счет вздрюченного Шевчуком газового тарифа, а затем бесплатного фактически газоснабжения некоторых предприятий по незаконным особым договорам (ММЗ). А также вернуть в бюджет доходы от платных услуг, оказываемых госучреждениями.
2. Вернуть в бюджет прибыли госпредприятий. Прежде всего Приднестровского республиканского банка. На госпредприятиях сократить неоправданно высокие зарплаты управленцев и директората.
3. Вернуть в бюджет доходы от бизнеса госчиновников и аффилированных лиц в части, превышающей аналогичные показатели обычных предпринимателей. Прекратить практику введения в действие (в обход закона) указов президента или постановлений правительства, имеющих высокую коррупционную составляющую. Например, указ Шевчука о новых правилах миграционного контроля или льготы правительства по налогам для отдельных предприятий "любимчиков".
См. Косой: "Кто ж его посадит? Он же – памятник!"
4. Сократить расходы на госаппарат по формуле "В связи с отсутствием в ПМР…".
Например, в связи с отсутствием (по определению) иностранных дел у непризнанной Приднестровской Молдавской Республики, сократить или вообще упразднить Министерство иностранных дел.
См. МИД ПМР. "Все хорошо, прекрасная маркиза?"
5. В связи с отсутствием антимонопольной деятельности в ПМР, сократить либо вообще упразднить Антимонопольный комитет.
В отличие от очевидного предложения п 4. здесь нужно озвучить несколько цифр, говорящих о том, что в ПМР не только не ведется никакой антимонопольной деятельности, а скорее, напротив, за годы Шевчука государственно-монополистический режим только укрепился .
У нас существует группа предприятий абсолютных (то есть 100-процентных) монополистов почти во всех основных сферах производства, начиная от производства мясопродуктов и кончая производством цемента и металла. За годы Шевчука не создано ни одного конкурирующего с монополистами предприятия. Более того, государство поощряет монополистов путем льгот и заградительных пошлин. Антипмонопольные действия если и производятся, то в основном в политических целях (например, прищучить "Шериф" созданием альтернативной сети украинского "Фуршета").
Ряд монополий перешли по наследству от СССР, но и новые монополии и монополистические устремления практически не подвергаются никаким антимонопольным ограничениям или контролю за ценами.
Например, мобильная связь. "Жовто-блакитному" оператору сотовой связи монополисту "Интерднестркому" позволяют у нас работать на запредельных тарифах.
Я только что был в Одессе и купил там SIMку тамошнего оператора Life за 39 гривен. Это дает мне возможность В ТЕЧЕНИЕ МЕСЯЦА БЕСПЛАТНО НЕ ОГРАНИЧЕНО ПО ВРЕМЕНИ разговаривать с абонентами сети Лайф. Для разговора с абонентами сети ИДК (а другой сети мобильной связи в ПМР нет) я должен заплатить 78 "сувориков" (=230 гривен, в 5,5 раз больше!!!) и за это получить аж 90 минут разговора В МЕСЯЦ!!! При том, что система связи CDMA, используемая в ИДК, в разы дешевле в эксплуатации (поминутная себестоимость связи), чем система связи GSM, используемая в Life, и эта дешевизна CDMA была главным аргументом при выборе системы связи в ПМР.
Если начальник антимонопольного комитета и вице-премьер правительства ПМР г-н Улитка считает эти веселенькие тарифы ИДК антимонопольными, тогда что такое монополизм?
Кстати, случайно у меня сохранился чек одного одесского магазина от 21 февраля. Посмотрим цены и сравним с нашими, "антимонопольными" .
Хлеб, 450 гр. 3,08 гривны. Такой же по качеству и количеству хлеб в ПМР стоит 3,50 "сувориков" (=10 гривен, в 3 раза дороже!).
Сметана "Президент", 200 г. 20% – 7, 86 гривен (в ПМР = 14 гривен, в 2 раза дороже!).
Вода минеральная "Миргородская" 1,5 л. – 5,90 гривен (в ПМР аналогичная = 24 гривны, в 4 раза дороже!)
Туалетная бумага – 1,68 гривен (в ПМР аналогичная = 7,5 гривен, в 4,5 раза дороже!)
Заменитель сахара – 21,84 гривны ( в ПМР аналогичный = 45 гривен, в 2 раза дороже)
Зубная паста "Колгейт" – 9,19 гривен (в ПМР аналогичная = 42 гривны, в 4 раза дороже!)
И.т.д. и т.п. К сему, на кассе мне дали талоны на скидку в 50 процентов на приобретение 5 предметов разной посуды.
Кстати, проезд на маршрутке по Одессе (при средней дальности маршрута в два-три раза длиннее, чем в Тирасполе) стоит 3 гривны, а в Тирасполе – 3.50 "суворика" то есть = 10 гривен, в 3 раза дороже!
Если за три года безобразно растолстевший г-н Улитка считает эти цены антимонопольными, то что же тогда такое монополизм?
См. "Из Тираспольского дурдома"
Это что такое, господа приднестровцы, мы с вами тут построили за три года правления Шевчука? Раньше Приднестровье славилось самыми низкими ценами в округе. Теперь – с точностью до наоборот. И ведь не на 30-40 процентов. А в 3 раза, в в 4 раза (!) стали наши цены выше, чем у соседей.
За годы правления Шевчука у нас в ПМР развился и свой, особого вида монополизм, я бы его назвал территориальным монополизмом. Он порожден усилиями местных властей не пускать "в их город" товары из других территорий, чтобы не конкурировали с местными фирмами, в которых у местных властей, как правило, есть "свой интерес". А антимонопольный комитет в лучшем случае только фиксирует разные цены. Иначе почему же при микроскопической территории ПМР цены на рынках в Тирасполе и в Слободзее разные? Или в Тирасполе и Бендерах (в 10 км друг от друга)? Если в этом разнообразии сказываются антимонопольные меры, то что такое территориальный монополизм?
В самое последнее время у нас появился совершенно безобразный монополизм на деньгах, точнее, на валюте. Наносящий огромный ущерб и государству, и гражданам.
Глава минэкономразвития ПМР А. Слинченко в своем недавнем телеинтервью призналась, что курс валют в ПМР поддерживается жесткими административными мерами. Другими словами, главный банкир ПРБ Э.Косовский отдает приказ о курсе доллара или российского рубля, и все банки в ПМР вынуждены выставлять в обменниках то, что приказано. Сегодня в ПМР вы не найдете ни одного банка с каким-то отличающимся своим курсом.
Ну, г-н Косовский, наверное, хочет войти в книгу рекордов Гиннеса за свой самый твердый в мире "суворик", при том, что валюта в ПМР исчезла напрочь, но каким образом его рвение стыкуется с антимонопольной политикой г-на Улитки хотелось бы знать. При том, что в ближайших банках Украины тот же, например, курс российского рубля сегодня колеблется от 400 до 458 гривен за 1000 российских рублей (т.е. курс действительно свободный и в достаточно широком диапазоне).
Вот я и предлагаю в связи с отсутствием какой-либо видимой антимонопольной деятельности упразднить антимонопольный комитет в целях пополнения бюджетного дефицита.
6. В связи с отсутствием в ПМР каких-либо даже признаков экономического развития, упразднить министерство экономического развития, преобразовав его в лучшем случае в службу доходов.
Вообще, если применить формулу "В связи с отсутствием в ПМР…" можно много кой-чего в правительстве еще сократить.
7. Сократить количество контролирующих и фискальных органов. Без комментариев.
8. Правительство, не справляющееся со своими обязанностями, переформатировать. Без комментариев.
См.О. Василатий. "Приднестровье без будущего"
9. Сократить дублирующие управленческие структуры. Прежде всего упразднить пост президента и соответственно ликвидировать администрацию президента и все его службы, типа СБП (служба безопасности президента), так как некого будет СБП. Предложение базируется на том, что по ныне действующим нормативным документам президент ПМР не имеет своей специфической сферы деятельности и в основном заедает компетенцию исполнительной, законодательной или судебной власти.
См. Л.Леонов предлагает ликвидировать институт президентства в ПМР
10. Наоборот, раздробленные сегодня структуры одного блока вопросов объединить. Например, ликвидировать кашу, во что превратили у нас платежи за коммунальные услуги,электроэнергию, воду, то есть то, чем раньше занималось одно единственное коммунальное ведомство.
11. Прекратить улучшательство того, что и так работает. Например, прекратить расходовать бюджетные средства на тотальные замены разного рода электро- и газовых счетчиков, вводу разного рода энергосберегающих ламп и устройств, на строительство разных аллей и музыкальных фонтанов, на внедрения разный новых ПДД и прочих П.
12. Упростить судебную систему. Ликвидировать Арбитражный и Конституционный суды. Хозяйственные споры решать в судах общей юрисдикции. Толкование законов оставить издателю законов – Верховному Совету ПМР.
См. Л. Леонов. "Конституционная реформа в ПМР должна быть завершена"
13. Девальвировать "суворик", чтобы открыть дорогу приднестровским товарам на российский и другие соседние рынки, тем самым увеличивая доходную часть бюджета для покрытия дефицита. Сегодня в результате безграмотной валютной политики шевчуковского правительства, как известно, цены на приднестровский экспорт стали неконкурентными. В результате экспорт в Россию только за год сократился в 3,5 раза!
См. "В Молдову уже в 10 раз (!) больше, чем в Россию" Производственники Приднестровья призвали власти к девальвации рубля.
Вот так, г-н Уваров, если вкратце. Подскажите вашему правительству. чтобы оно реализовало хотя бы эти 13 предложений. Если дефицит бюджета останется, мы еще подскажем места.
А если сказать "Итого", то речь идет о завершении конституционной реформы, о чем вот уже несколько месяцев неустанно пишет ПМРФ.
Экономический обозреватель ПМРФ.