ПМРФ уже информировал читателей об очередной разрушительной инициативе правящих дилетантов ПМР – попытке до основания разрушить действующую налоговую систему и предложить другую, которая перекладывает бремя созданного этими дилетантами системного кризиса на простых приднестровцев. Шевчук погоняет, торопит принять предложенные законы аж к 1 октября. Расчет простой, чтобы депутаты не успели вникнуть, разобраться и помешать очередным головотяпским новациям. Протолкнуть законы любой ценой – этому служит и попытка Шевчука разобрать пакет налоговых законов и протащить их поштучно, мотивируя разными чрезвычайными обстоятельствами. Так, уже 17 сентября 2014 г. он провел встречу с руководством ВС ПМР, его комитетов с целью оказать давление для ускоренного (уже в тот самый день) принятия закона о налоге на имущество юридических лиц из пакета налоговых законопроектов, Якобы этот закон чрезвычайно необходим для собирания суммы в 100 млн. долларов на перевод экономики ПМР на альтернативные источники энергии, поскольку в ближайший год в связи с пуском Южного потока российский газ может перестать поступать в Приднестровье.
Депутаты ВС ПМР с оправданной осторожностью отнеслись к новым инициативам президента-банкрота. Некоторые их поддерживают, некоторые критикуют. Как поступит весь депутатский корпус, покажут пленарные заседания. На сегодняшнем таком заседании депутаты провалили законопроект по налогу на имущество юридических лиц. Предлагаем познакомиться с подборкой материалов на эту тему.
Экономический обозреватель ПМРФ.
Разнопрофильные реформы
Парламентские комитеты рассматривают проект Концепции бюджетной и налоговой политики ПМР на 2015 год и среднесрочную перспективу. Ее разработчики рассчитывают, что она сможет обеспечить одновременное решение двух важнейших задач – рост экономики республики и поступление в бюджет налогов в размере, необходимом для выполнения финансовых и социальных обязательств государства.
Основное отличие предлагаемой Концепции – кардинальное изменение механизма налогообложения. Авторы отдают предпочтение принципу универсальности и предлагают вернуться к классической, действующей в большинстве стран мира системе, которая держится на трех китах: налогах на прибыль, имущество юридических лиц и добавленную стоимость. Для Приднестровья эта практика не нова: она применялась до 2000 года.
Правительство рассчитывает, что в результате предлагаемой реформы уже в первый год применения новой системы государственная казна станет богаче на 1,5 миллиарда рублей. Обсуждая эти «золотые горы» в рамках заседания Комитета по малому и среднему бизнесу, парламентарии пытались выяснить, откуда при неменяющемся уровне ВВП возьмутся эти деньги. Ответ напрашивается сам собой: из кармана потребителя. Парламентарий Александр Коршунов, опираясь на данные о предполагаемом росте доходов бюджета и числе работающих в реальном секторе экономики, подсчитал, что при таком раскладе кошелек каждого приднестровца станет легче еще на 1250 рублей. Кроме того, депутат обратил внимание на тот факт, что введение НДС потребует дополнительного администрирования, а значит и увеличения штата сотрудников налоговых органов. По словам официального представителя министерства экономического развития, на эти цели предположительно понадобиться 7,5 миллионов рублей. Вообще, налог на добавленную стоимость во всей этой истории самый обсуждаемый. Вопросов к механизму его введения больше, чем имеющихся у правительства ответов. Не ясна пока, к примеру, система взаимозачетов. Не звучит информации относительно судьбы ввозной пошлины, которая традиционно обнуляется при введении НДС.
Выступая за модернизацию в налоговой сфере, Юрий Чебан, представляющий СПАПП и защищающий интересы приднестровского бизнеса, говорил о необходимости подходить к вопросу реформирования системно: «Исходя из того, что мы видим и слышим, вы ставите только одну задачу – пополнить бюджет. Эта практика разрушительна для экономики, а концепция должна быть созидательной. Надо говорить не об увеличении налоговой нагрузки, а о росте налогооблагаемой базы».
О непосильности налогового бремени говорили и депутаты. Снова и снова возвращались к уровню налоговой нагрузки. В развитых странах оптимальным является показатель в пределах 30-32%, в развивающихся – 16-24%. Приднестровье уже превысило 34%-ный рубеж, а в 2016-2017 годах велика вероятность, что уровень зашкалит за 40%. В этих условиях вполне ожидаем повальный уход бизнеса «в тень». Это явно не тот результат, на который рассчитывают авторы Концепции и парламентарии.
В итоге продолжительной дискуссии две трети депутатов Комитета по малому и среднему бизнесу проголосовали за подготовку положительного с замечаниями заключения на проект. Каким будет решение профильного комитета и всего депутатского корпуса, станет известно в ближайшее время.
Практически бездискуссионно подготовлен ко второму чтению пакет законопроектов, предполагающих реформирование другой, не менее важной сферы – индивидуального предпринимательства. Больше десятка объединенных общей целью инициатив были приняты в первом чтении под занавес весенней сессии. Ни поправок, ни официальных заключений от правительства не получено. Документы будут вынесены на пленарное заседание с предложением Комитета принять и остаться в режиме второго чтения, с тем, чтобы предоставить субъектам законодательной инициативы возможность внести коррективы, которые, по мнению разработчиков, необходимы для подготовки стопроцентно выверенных документов.
Президент провел рабочую встречу с Председателем и главами комитетов Верховного Совета ПМР
Президент провел рабочую встречу с Председателем и главами комитетов Верховного Совета ПМР. В совещании также приняли участие министр финансов Елена Гиржул, министр юстиции Александр Кисничан, а также Руководитель и сотрудники Администрации Президента ПМР. Состоялся обмен мнениями относительно ряда налоговых законопроектов, которые необходимо принять в окончательном чтении до 1 октября текущего года. Отдельные документы будут рассмотрены сегодня в ходе пленарного заседания сессии Верховного Совета ПМР.
Спорный вопрос – неоспоримые аргументы
Представляя инициативу главы государства о введении налога на имущество юридических лиц, заместитель министра экономического развития Алевтина Слинченко особое внимание уделила ситуации в жилищно-коммунальной сфере республики. По ее словам, физический износ жилфонда составляет 70%. Помимо затрат на ремонтные и общестроительные работы, необходимо изыскать средства на приведение в надлежащее состояние внутридомовых сетей водоснабжения, а также электрических, газовых и тепловых сетей. Последние нуждаются в децентрализации, что тоже предполагает серьезные траты. На решение всех проблем в этом секторе, согласно пояснительной записке к законопроекту, необходимо 850 миллионов рублей. По словам представителя правительства, нельзя закрывать глаза на положение дел и в энергетической отрасли. Жизнеобеспечивающие системы требуют переоборудования для перехода на использование альтернативных газу видов топлива. Алевтина Слинченко подчеркнула необходимость обеспечения энергетической безопасности республики и проинформировала участников пленарного заседания о планах правительства по разработке концепции развития данной отрасли.
Все эти сведения предварили представление сути законопроекта. Предполагается, что налог на имущество юридических лиц послужит источником получения средств, направленных на решение означенных задач. При ставке 1,5% от налогооблагаемой базы бюджет, по расчетам правительства, получит в 2016 году 255 миллионов рублей. Но дело в том, что ввести налог автор предлагает с 1 января 2015 года, установив на 12 месяцев переходную ставку 0,1%. То есть по итогам первого года в казну поступит в лучшем случае 16 миллионов рублей. Парламентарии задавались вопросом, стоит ли ради этой суммы бежать впереди телеги, ведь президент и правительство рассчитывают через год изменить всю систему налогообложения, введя три налога – на прибыль, НДС и обсуждаемый сегодня налог на имущество юрлиц.
Не понятна многим законодателям и взаимосвязь названия налога и целей его направления. Звучало альтернативное введению нового налога предложение повысить ставки существующего налога на содержание жилфонда. Говорили парламентарии и об ущемлении интересов жителей сельской местности. Целевое назначение этого налога предполагает направление средств в основном в пользу «высоток», частный сектор оказывается явно в проигрыше. Нововведение заметно усложнит финансовое положение многих предприятий, имеющих на балансе простаивающие основные средства, так как пустующие здания и помещения не исключаются из налогооблагаемой базы. Организации, дабы не платить за воздух, будут вынуждены продавать активы. Но вопрос в том, найдутся ли желающие их приобрести.
Общее направление дискуссии сводится к тому, что в очередной раз предпринимаются попытки усугубить и без того непростое положение бизнеса республики.
«Предлагаемый налог перечеркивает все тезисы и принципы, о которых мы столько говорили. Он делает нашу экономику еще более инвестиционно непривлекательной. Почему мы не слышим ни о каком расширении налогооблагаемой базы? Нужно понимать, что при одной и той же базе налогообложения нельзя ждать роста сборов, какой бы ни была система», – отметил спикер парламента Михаил Бурла.
Против введения в данный момент налога на имущество юридических лиц выступил и ответственный парламентский комитет. Его руководитель Олег Василатий отметил: «Данный налог уменьшает прибыль. Вырастут издержки производства. Их, как известно, относят на стоимость продукции, а значит, новый груз ляжет на плечи потребителя».
После двухчасовой дискуссии 9 законодателей поддержали идею президента, 22 парламентария проголосовали против ее принятия. Инициатива о введении с 2015 года налога на имущество юридических лиц отклонена депутатским корпусом.