Президент Приднестровья Евгений Шевчук принял участие в пленарном заседании сессии Верховного Совета ПМР.  В рамках информационного часа исполнительной власти депутатский корпус заслушал доклад Правительства о текущей социально-экономической ситуации в республике.

Евгений Шевчук, Президент Приднестровья:

Экономические отношения на протяжении существования республики постоянно находятся под рисками неэкономических, искусственно созданных обстоятельств. Кроме этого, сегодня происходит трансформация международных отношений, применены санкции в отношении России. С другой стороны, мы столкнулись с теми последствиями, которые есть в связи с применением политизированных решений, влияющих на экономику. Экономика России, безусловно,  влияет на  экономику всех стран СНГ, не только Приднестровья, не только Украины. Она является глобальным рынком товаров всех стран СНГ. Поэтому есть соответствующие поводы и основания для уменьшения деловой активности на территории СНГ. Это уменьшение, кстати, есть и в Белоруссии, есть соответствующее напряжение и в Казахстане – признанных государствах. Хочу отметить, что покупательская способность российской пенсии почти в два раза упала за этот период времени. В Молдавии тоже падение, на Украине – 278% инфляции и так далее. Это первая объективная составляющая.

Вторая составляющая – это наши внутренние ресурсы и внутренняя ситуация. Тут начали говорить о  том, что у нас ресурсов достаточно. Как же вы так принимали бюджет с «достаточными» ресурсами, с необеспеченным источником погашения дефицита? Приняли бюджет, утвердили 500 млн., не обеспеченных источниками  финансирования.

Основная задача – не только выплатить заработные платы и пенсии, но и направить  определенную часть средств на финансирование закрытых учреждений, поддержание силовых структур и правоохранительных органов в этих непростых условиях. Ситуация уникальная. Ее уникальность заключается в том, что Киев и Кишинев действуют по многим направлениям совместно, чего раньше не было. В связи с этим возникает необходимость  увеличения финансирования силовой составляющей для поддержания соответствующего уровня безопасности. Более того, они задыхаются от отсутствия должного финансирования.

Кредиторская задолженность на начало года – порядка 10 млн. долларов. За 2 месяца не профинансировали питание ни в интернатах,  ни в больницах, ни в армии, ни в закрытых учреждениях. Такая ситуация долго продолжаться не может. Поэтому задачи Государственной комиссии заключаются в том, чтобы определить минимальный объем потребностей, который нужно направить на погашение кредиторской задолженности. Всем прекрасно понятно, если ГУП «Лекфам», например, поставило в Минздрав медицинских препаратов на 6 млн.,  с ним 3-4 месяца не рассчитываются,  то оно больше поставлять не будет. Любая коммерческая структура, если нет соответствующего платежа, будет закладывать риски невозврата платежа путем роста цены. Поэтому заявления о том, что «в республике есть ресурсы,  а Правительство просто не хотело их направить», мягко выражаясь, не соответствуют действительности. Информация о текущей финансовой ситуации в республике в 2015 году отражалась в газете «Приднестровье» (например, 21 января, 22 января, 10 февраля, 13 февраля, 17 февраля, 19 февраля, 27 февраля, 4 марта), официальных источниках. Кроме того, что еще есть официальные сайты Министерства финансов и так далее. Официальные заявления были. Информация о том, что реально происходит с  поступающими доходами,  присутствовала в информационном поле. Те, кто имел желание, могли с ней ознакомиться.

Что касается потенциальной возможности направить средства на финансирование заработных плат из дополнительных фондов. У нас в республике дополнительными фондами являются на сегодняшний день Экологический фонд и Дорожный фонд. Есть фонды Правительства и Президента на чрезвычайные ситуации, но они не финансировались вообще,  в этом году, в частности. Если они нулевые по финансированию, то что можно присовокупить к тому, чтобы увеличить объем финансирования? Ноль и есть ноль. Если средства Дорожного фонда полностью перенаправить на заработную плату, то это нанесет ущерб на перспективу, через 2 года надо будет вкладывать гораздо больше в дороги. Когда говорим о государственных и муниципальных предприятиях, о том, что они якобы могут направить средства, то  они тоже находятся в тяжелом финансовом положении.

Искать доходы – это задача  не только Правительства, но и  всех сидящих здесь. Я внимательно почитал предложения депутатского корпуса, которые Правительство запросило. Я сейчас не буду комментировать, но просчета там тоже нет, адекватных предложений соответствующих потребностям нет. Проблема в том, что в государстве на сегодняшний день нет предложений, адекватных нашим рискам и нашим  потребностям в ресурсах.

Что касается коммунальных услуг. Правительство вносило предложение   разделить нагрузку по коммунальным услугам между юридическими и физическими лицами, ввести так называемый налог на имущество юридических лиц, который был отклонен Верховным Советом. Предлагалось направить эти доходы на улучшение инфраструктуры ЖКХ. Почему? Потому что через 1,5 года по закону собственникам необходимо принимать решение о порядке управления коллективной собственностью в многоквартирных  домах.

По налоговой реформе, хочу напомнить, что тоже не было принято. Тогда вопрос: если это не принимается, есть замечания и вопросы, то что предлагается взамен? Вы же можете  не только пожелания направить в Правительство – вы можете инициировать проект закона, который предопределял бы конкретные источники для  решения задач.

Сейчас проблема в том, что нет соответствующих идей и ресурсов,  адекватных объему наших потребностей. Об этом нужно говорить. Богатые страны в условиях кризиса – вы посмотрите по примеру Британии,  Японии и других развитых стран -  берут деньги с резервов центрального банка или самого государства и направляют на поддержку системообразующих предприятий, на повышение ликвидности банковской системы. И за счет этого они минимизируют кризисные явления. А у нас с вами, надо признать,  даже на минимальные  трехмесячные потребности нет резервов. И проблема в том, что мы все, что зарабатываем, направляем на расходы.

Я хотел бы остановиться на дилемме, которая возникла между доходами и расходами.  Заявления о том, что достаточно доходов для выплаты всех расходов по социальным  статьям,  не соответствуют действительности. Я попросил бы к ним осторожно апеллировать. Потому что это не идет на пользу работе всех  государственных органов и в целом республике. Заявления должностных лиц должны быть проверенными, выверенными, обоснованными и на базе реальных оценок текущего положения.

Что касается реального положения дел.  Я уже говорил о двух вариантах. Можно было  бы напечатать деньги, раздать всем заработные платы и пенсии и закрыть проблему. Ситуация бы еще более осложнилась. Перспективы по скорости выхода из кризиса будут гораздо хуже.  Если мы начинаем девальвировать рубль, то начнутся проблемы с изъятием депозитных вкладов,  изменением цен, отсутствием возможности у государства контроля над этими ценами, потеря доверия к национальной валюте. Восстанавливается это  доверие не менее года.  Поэтому с точки зрения выхода из кризиса важно поддержание макроэкономических параметров в стабильном положении – курса, который есть, низкой инфляции.

Пока  позитивных импульсов по расширению спроса на приднестровские товары от наших традиционных рынков – России, Украины, Европейского союза – нет. Отсюда следует, что нет объективных оснований ожидать роста доходов. По основной группе предприятий у нас падение производства. Все предприятия,   за редким исключением, просят государственной помощи в виде снижения  ставки по налогу на доходы или помощи по энергоносителям. Государство тоже не может всех поддерживать, потому что это влияет на другую составляющую – доходы фондов и бюджета.

Если сегодня мы видим падение экспорта на 26%, то это в следующем периоде скажется на падении соответствующих доходов от торговли на экспорт.  Все взаимосвязано. По этим сигналам следует ожидать, что ситуация выравниваться будет нескоро. Мы столкнулись с тем, что  такой кризис по своей природе имеет несколько иную основу.  Если в 2008 году были определенные экономические основания, сейчас это политико-экономические основания. Когда перестанут  действовать политические негативные факторы, неизвестно. Экономические факторы действуют тоже.  Нефть была порядка 100 долларов, сейчас уже – 58 долларов.  Хочу напомнить, что ситуация с падением цены на нефть продолжалась с 80-х годов,  доходила до цены в 16-20 долларов. Это было одним из оснований серьезной социально-экономической дестабилизации в самом Советском Союзе. Сложно спрогнозировать, сколько это положение будет продолжаться дальше.

Что касается программы Правительства. Я всегда подчеркивал, что эта программа не может быть адекватна кризисным явлениям, потому что она не наполнена реальными живыми деньгами, не наполнена ресурсами. А если она не наполнена ресурсами, то она будет носить административно-технический характер,  в соответствии с которым что-то упразднят по процедурам регистрации, проведут налоговую амнистию, более детально пропишут какие  дополнительно льготные  условия для инноваций и инвестиций, хотя они у нас и так льготные по сравнению с соседними странами. Но посчитать очень просто. Все падение экспорта нужно перемножить с точки  зрения инвестиций на определенный коэффициент, и вы сразу увидите, сколько у нас выпадает доходов, сколько выпадает наших возможностей. Поэтому  нужно сказать честно, что в этой ситуации мы будем находиться, как говорят эксперты, минимум до осени 2015 года.

Надо отдать должное, что за 9 месяцев прошлого  года при таком давлении и такой девальвации валют на рынках, с которыми мы традиционно торгуем, наш приднестровский рубль оставался стабильным. Вместе с тем это создало условия и предпосылки, когда наши граждане ввиду удешевления товаров у соседей фактически конвертировали здесь валюту с разной периодичностью и за пределами покупали товарно-материальные ценности. Сейчас ситуация выравнивается. Но хочу отметить, что мы с вами переживали и переживаем проблемы, связанные с конвертацией безналичной валюты в наличную. Нужно помнить, что не ввозится определенный товар, с которого ранее  мы собрали акцизы, таможенные пошлины в доходы бюджета. Второе. У нас была возможность собирать наличную выручку здесь, на территории республики.  Это тоже серьезная причина для того, чтобы государству в целом перестраиваться.

Что будем делать дальше? Правительство предпринимает усилия по точечной реанимации ряда экономических субъектов. Вы знаете о ММЗ. Это определенные действия, направленные на получение в перспективе дополнительных доходов. Ожидаем, что эффект будет, но это будет зависеть от ситуации.

По пенсиям и зарплатам. Больно и глубоко депрессивно  получение, например, меньшего размера пенсий и зарплат, доходов, заслуженных бюджетниками и пенсионерами. Хочу сказать, что это ощущают все приднестровцы. Есть падение и в торговле, есть  падение доходов и зарплат в коммерческих организациях, то есть этот кризис охватывает не только социально незащищенные слои населения, но и экономически активное население. И в этом его серьезное отличие от ранее существовавших кризисов. Ситуация может привести к реальному пересмотру всех экономических основ функционирования приднестровской экономики. И нужно четко себе отдавать отчет в том, что налоги,  собираемые последние 10 лет, никогда не были адекватны нашим расходам. Участие экономических агентов в формировании доходов недостаточно для расходов, производимых и ранее, и сегодня. В этих условиях мы всегда шли на заимствования. Инвестиций надо значительно больше для того, чтобы сбалансировать расходы доходами. И решение вопросов сбалансированности доходов бюджета через налоговые поступления, и решение о том, каким образом на базе рыночной цены обеспечивать предоставление услуг ЖКХ по энергоносителям, – такие вопросы требуют сотни миллионов вложений. Поэтому перед нами стоят риски глобального характера, далеко выходящие за рамки сегодняшнего вопроса. По сути, на сегодняшний день у нас, за редким исключением, нет конкурентоспособных при рыночной цене на газ предприятий.

Что касается общей картины. Движению по капиталистическим «рельсам» развития в глобальном мире присущи соответствующие кризисы. И эффективные лекарства не найдены даже в капиталистических странах. Поэтому нужно активно вовлекаться в выработку соответствующих предложений по поиску реальных доходов: где эти доходы взять и как их сформировать. На мой взгляд, в краткосрочной перспективе экономика не сможет сгенерировать необходимые доходы. У нас есть данные, что все основные налогоплательщики снижают оплату труда, объемы производства, а это будет означать снижение отчислений в соответствующие фонды. Поэтому в апреле, мае этих ресурсов мы не досчитаемся.

Что касается закона о бюджете. Нужно помнить, что бюджет есть отражение экономических процессов. Исходя из теории построения государственного бюджета, он выполняет ряд функций. Одна из них – распределительная. Но она эффективна тогда, когда есть адекватно поступающие доходы. И бюджет – это, следствие, отражение всего происходящего, а не причина.

Что касается постановления Правительства. Юридические основания  функционирования органа госвласти в виде соответствующей комиссии пусть изучит Прокуратура, которая наделена этими полномочиями и правом,  придет к мнению законно или незаконно принято решение. На основании вывода будем принимать соответствующие решения. Хочу напомнить, что в соответствии с конституционным законом, который принят в парламенте, Правительство имеет право учреждать любые государственные органы – временные или нет -  это их непосредственная компетенция, их полномочия. Но напоминаю тем, кто не знает, как исполняется бюджет: он исполняется по росписи, проводимой Министерством финансов.

Что касается того, кто отвечает за ситуацию с финансированием. За ситуацию с финансированием по исполнению любого документа отвечает все Правительство во главе с Председателем Правительства.

Напоминаю, что есть проблемы с точки зрения подходов в урегулировании тех или иных аспектов. Возможно, именно эти проблемы привели к тому, что примерно 40 процентов инициатив Правительства не были приняты. Я сейчас не говорю: хорошие они или плохие. Но взамен жизнеспособных инициатив для решения проблем не последовало. Более того, некоторые решения при принятии бюджета вообще были голословными и популистскими. Это и увеличение выплат по пенсиям, и уменьшение без обоснования финансирования по СМИ, это и ряд иных решений. И это не соответствует духу сотрудничества, которое требуется в нынешних реалиях. 

Поэтому предлагаю всем, кто желает поучаствовать в открытой дискуссии по поиску пропорциональных рискам источников, обсудите это публично в эфире, пусть люди видят, другие органы знают, кто что предлагает, какие инструменты реально эффективны или декларативны. 

Нужно пересматривать подходы в налоговом и антимонопольном законодательстве. Нужно рассматривать аспекты, связанные с организацией экономических процессов, и помнить о том, что условий, в которых функционировала приднестровская экономика, больше не будет. Объективно это так. Это и новые соглашения с Европейским союзом, это и ситуация на Украине и в Молдове. Поэтому нам нужно перестраиваться. Со стороны Администрации Президента будет оказана поддержка всем конструктивным идеям.

Не зря в ноябре была инициирована работа государственной комиссии по вопросу поиска реальных системных предложений – что делать и как делать – в виде программы развития. Любой гражданин Приднестровья может направить свою программу, свое видение с просчитанными результатами.

К сожалению, любой экономический кризис ведет к уменьшению доходов населения. Государство не сможет помочь всем – нужно очень точечно действовать и помогать наиболее социально незащищенным слоям населения. В этом одна из оперативных задач Правительства. Нужно помогать всем – это понятно. Но мы сможем это только тогда, когда будут пропорциональными расходы и доходы.

Нужно объединяться, сохранять спокойствие, на базе этого спокойствия генерировать новые идеи, помогать наиболее незащищенным. Да, тяжело, но в этой ситуации гарантируем: того, кто внесет предложения, которые смогут стабилизировать ситуацию в краткосрочной перспективе, не только поощрим, но и рассмотрим возможность присуждения соответствующих государственных наград.

Призываю к конструктивному сотрудничеству и выработке соответствующих предложений!

Источник

Поделиться ссылкой
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники