Шевчук под видом борьбы с кризисом затеял передел собственности
Именно так следует понимать тот «антикризисный» набор инициатив, который президент направил в Верховный Совет в режиме законодательной необходимости.
"Под кризисной ситуацией в целях настоящей статьи Закона понимается наличие в совокупности следующих условий: невыплата работникам заработной платы свыше 3 (трех) месяцев, остановка производственной деятельности на срок свыше 1 (одного) месяца, сокращение свыше 20 процентов работников", — сказано в распоряжении президента.
То есть, в случае принятия законопроекта Шевчука, частным предприятиям и коммерческим организациям предлагается терпеть убытки вплоть до банкротства. В противном случае место руководителя может занять какая-нибудь очередная Парнас, и, не неся совершенно никакой ответственности, поруководить так, что собственник окажется не только поуши в долгах, но и за решеткой.
Кроме того, законопроект предусматривает введение на период с 1 мая по 31 декабря 2015 года госрегулирования ценообразования на продовольственные товары. В частности, речь идет о фиксированных ценах, предельном уровне цен, предельном уровне рентабельности и торговых надбавок. Размер последних не должен превышать 30% на следующие продукты: «говядина (кроме бескостного мяса), свинина (кроме бескостного мяса), куры полупотрошенные, рыба свежая, сельдь мороженая, сахар-песок, соль поваренная пищевая, чай черный байховый, картофель, капуста белокочанная свежая, лук репчатый, морковь, свекла, яблоки, бифидок, ряженка, йогурт, творожная масса».
В законопроекте не сказано, распространяется ли данная норма на всех торговые предприятия, или только на неугодные Шевчуку.
Среди норм законопроекта есть предложение провести финансовую и строительную амнистию, которая должна носить добровольно-заявительный характер. Легализовать доходы юрлица смогут, заплатив с амнистируемых сумм «10% от ставки, установленной налоговым законодательством ПМР», физлица — заплатив «7% от сокрытого объекта налогообложения».
В Российской Федерации, также в анитикризисных целях, планируется провести амнистию капиталов, такое предложение высказал Владимир Путин в своем послании Федеральному Собранию. Планируется, что амнистия капиталов даст возможность вернуть из иностранных юрисдикций значительные средства, с которых не будут взиматься налоги, штрафы и иные платежи. То есть амнистия в РФ, в отличие от Приднестровья, будет бесплатной.
Строительную амнистию планируется провести только для физических лиц.
Законопроектом Шевчука предлагаются и другие «антикризисные» меры, которые не смогут даже минимально повлиять на экономику республики, теперь для «изготовления изделий народного художественного промысла и их реализации» не нужно приобретать патент.
Депутаты Верховного Совета ПМР не должны давать «добро» на фактический передел собственности!
В Верховный Совет ПМР поступили инициативы Президента Евгения Шевчука, которые депутаты, по замыслу автора этих инициатив, должны рассмотреть в течение 7-ми дней. Именуется проект так: «О некоторых дополнительных государственных мерах, направленных на минимизацию негативного воздействия экономических факторов».
Надо при этом сказать, что у нас вместо спокойного и обстоятельного изучения ситуации вот уже 3 года идёт «работа вскачь»: выдвигаются постоянные проекты в режиме законодательной необходимости, которые вносят нервозность и лихорадят страну.
Что предлагается на сей раз? Президентский пакет зиждется на 3-х «китах». Это - введение внешнего управления на предприятиях в случае риска их остановки и сокращения рабочих мест, регулирование цен на продукты, а также амнистия ранее сокрытых доходов. Два последних «кита» призваны поднять крайне низкий рейтинг власти, которая сама создала нынешнюю обстановку в экономике, а заодно привлечь на свою сторону некоторых предпринимателей, которые нахлебались от «молодых профессионалов и профессионалок» по самое не могу…
Интереснее главный «кит». Что значит «внешнее управление»?
II. Обоснование проекта не работает
Читаем в СМИ о сути этого предложения. Речь о наделении Правительства ПМР, которое, по сути, не пользуется реально никакой самостоятельностью, а полностью подконтрольно Президенту, правом введения внешнего управления в организациях любой формы собственности при возникновении в них «кризисной ситуации». Ясно, что Правительство будет безоговорочно творить президентскую волю, но формально он останется как бы ни при чём…
Что это за ситуация? Это - невыплата работникам зарплаты свыше 3-х месяцев, остановка производства на срок свыше 1 месяца, сокращение свыше 20% работников предприятия.
Для чего, по мнению инициатора законопроекта, это нужно сделать? Для «предотвращения остановки производства товаров (работ, услуг) на территории ПМР и массового увольнения работников организаций в условиях сложно прогнозируемого внешнего негативного воздействия».
Как нам представляется, такое обоснование не соответствует действительности, ибо перекладывает ответственность за катастрофическое положение в ПМР, существующее в 2012-2015 годах, то есть уже с первых месяцев правления нынешнего Президента и его окружения, на «внешнее негативное воздействие». Это объяснение, возможно, призвано сохранить управляемое Правительство, удобное для Е.Шевчука в силу того, что в нём нет сильных и авторитетных министров, с которыми он был бы вынужден считаться, и на фоне которых бы проявлялось его незнание реального сектора экономики.
III. Вторая фаза передела собственности?
Что же касается внешнего управления предприятиями в целом, то, боюсь, перед нами – попытка глобального передела собственности в ПМР с целью устранения мощных и неподконтрольных «молодым реформаторам и реформаторшам» финансово-экономических структур, которые, среди прочего, могли бы поддержать оппозицию на выборах любого уровня. Да и вообще передел собственности, как показывает мировой опыт, бывает весьма сладок.
В наших же приднестровских условиях это может оказаться второй фазой передела после взлёта тарифов на газ. Вспомним! Как только тарифы были повышены на 67%, сразу часть предприятий остановилась, потому как в убыток работать было нельзя. В результате некоторые из них сменили собственника. Российский бизнес из Приднестровья уходит, на смену ему стали приходить некие товарищи с братского Востока…
Теперь же «продолжение следует». Куда-то при повышении собираемости налогов и увеличении экспортных объёмов 2014 года исчезли деньги на социальные выплаты, которых ранее хватало. Пенсии и заработные платы урезаны, уровень жизни людей упал. Они разбегаются со своей Родины. И теперь руководство фактически пытается обернуть последствия своей разрушительной политики против тех, кто от его политики и пострадал.
Допустим, какой-то завод дышит на ладан. Льготные тарифы на газ ему надолго не продлевают (как в случае с остановившимся на днях крупнейшим гигантом лёгкой промышленности Республики «Тиротексом»). Что делать? Либо сокращать работников, либо повременить с зарплатой, либо временно «завязать» с работой. Но тут-то тебя во всех этих случаях подстерегает «внешний управляющий», который возьмёт под контроль твой объект. Получается, что твоя собственность – фактически уже не твоя. А получить её обратно будет ой как непросто…
IY. Что нужно делать
Что делать, как говорили Николай Гаврилович Чернышевский и Владимир Ильич Ленин?
Первое. Верховный Совет должен решительно и безоговорочно отвергнуть инициативу президента о введении внешнего управления на предприятиях по указанным причинам. Это, повторимся, попытка фактически организовать глобальный передел собственности в стране. Ничего, кроме хаоса и напряжённости, ослабляющих ПМР, Республика не получит.
Второе. Обратиться к Президенту ПМР с тем, чтобы он своим Указом немедленно отправил в отставку вице-премьера по экономике Майю Парнас и руководство министерства экономического развития ввиду их некомпетентности в реальном секторе экономики.
Третье. Новый вице-премьер по экономике и руководство минэкономразвития должны быть назначены после консультаций Президента, Верховного Совета и Союза Промышленников, Аграриев и Предпринимателей Приднестровья (СПАП).
Четвёртое. Вышеуказанные руководители, как уже много раз говорилось ранее, должны быть производственниками с необходимыми стажем и опытом работы.
Пятое. Необходимо немедленно расформировать такую структуру, как Государственная Комиссия по распределению бюджетных средств. Конституция ПМР не предусматривает такую структуру, которой было бы предоставлено право урезать пенсии и зарплаты. Это больше походит на желание высшего руководства снять с себя ответственность за непопулярные и ухудшающие жизнь народа решения.
Вот, собственно, и всё.
А. Сафонов
Отказать. По недоверию.
Комментарий к новым инициативам Шевчука может и должен быть очень короткий.
1. Шевчук добивается введения чрезвычайного экономического положения в ПМР.
2.Правовой основы для этих действий нет. Нормы действующего закона об особых правовых режимах нарушены по всем позициям, начиная от объявления особого режима и оснований для таких действий, до соответствия допуститым по закону процедурам и ограничениям. Поэтому Шевчук пытается "протолкнуть" чрезвычайловку под видом обычного закона.
3. Чрезвычайное положение (в т.ч. и экономическое) всегда приостанавливает действия отдельных норм Конституции. С этой точки зрения предложенный Шевчуком пакет мер не вызывает каких-либо вопросов, если бы эти действия выполнялись в соответствии с требованиями закона. Не вызывает вопросов целесообразность предложенных мер. И их эффективность. Но! При условии доверия общества тем людям, кто предлагает и будет проводить данные меры. Поскольку доверие предусматривает и согласие народа с некоторым временным ограничением их прав и интересов.
4. В связи с вышеизложенным предложенные Шевчуком меры должны быть безусловно отклонены. По недоверию тем, кто будет их проводить. По недоверию Шевчуку и его правительству.
5. В условиях недоверия Шевчуку и его правительству, недоверия устойчивого, проверенного путем опроса приднестровцев в 2013 г., (а в дальнейшем рейтинг только падал), предоставлять право этой группировке на какие-либо эксперименты по ограничению конституционных прав граждан нельзя. Поскольку эти ограничения могут преследовать цели, противоположные заявленным. В выше приведенных статьях высказывается несколько обоснованных предположений, что экономическая чрезвычайловка вводится для передела собственности или для нейтрализации структур, которые могут повлиять на исход осенних выборов в ВС ПМР. Есть и другие предположения. Прежде чем вводить чрезвычайловку, Шевчук должен привести убедительные доказательства, что пользуется необходимым доверием народа, то есть выступает от имени большинства народа. А то сначала создали экономический развал, теперь собираются с ним бороться чрезвычайными мерами. Не верим.
6. Отказ введению экономической чрезвычайловки со стороны ВС ПМР должен содержать необходимые правовые формулы, делающие невозможным проведение антиконституционных экономических мер через указы президента, как у нас в последнее время все чаще практикует Шевчук. . Хорошо, если бы был принят специальный закон о невозможности проведения указами президента ПМР или постановлениями правительства ПМР тех норм законодательных инициатив президента или правительства, которые были надлежащим образом отклонены ВС ПМР.
7. Поскольку утрата доверия – вещь серьезная и не возобновляемая, речь, в конце концов, идет о досрочном прекращении полномочий Шевчука законными средствами. Одно из таких средств, о котором вот уже полгода говорится на ПМРФ, – завершение конституционной реформы в ПМР с упразднением поста президента ПМР.
Экономический обозреватель ПМРФ.