Кишинев пообещал Тирасполю евроинтеграцию и свободный рынок
Молдавский парламент принял сегодня Декларацию о реинтеграции страны в контексте европейской интеграции Республики Молдова. Документ принят большинством голосов, он касается возобновления диалога между двумя сторонами в процессе европейской интеграции.
Авторы Декларации утверждают, что таким образом они решили заявить о своих намерениях вести открытый диалог и оказать содействие властям Приднестровья в плане реализации положений Соглашения о свободной торговле на территории всей страны. По словам одного из авторов инициативы, вице-спикера парламента Лилианы Палихович, принятый документ должен положить конец спекуляциям об экономической блокаде Приднестровья.
"В Декларации содержится призыв Кишинева к Тирасполю начать обсуждения, необходимые после ратификации Соглашения об ассоциации с ЕС. Этот призыв демонстрирует открытость и заботу Кишинева об экономической ситуации в регионе. Декларация будет способствовать устранению претензий, касающихся якобы экономической блокады региона", – заявила Лилиана Палихович.
Коммунисты и социалисты выступили с критикой проекта, отметив, что название не соответствует содержанию Декларации. По словам лидера социалистов Игоря Додона, отношения между Кишиневом и Тирасполем в последнее время ухудшились. "Вы пытаетесь исправить ситуацию с помощью такого стерильного заявления", – сказал Додон.
"Это заявление не сближает, а отдаляет два берега, это пустой документ, который показывает бессилие властей перед лицом этой проблемы", – подчеркнул депутат-коммунист Зураб Тодуа.
Тем не менее, Декларация о территориальной реинтеграции страны была принята большинством голосов членов парламента.
В ходе передачи „Replica” на телеканале „Pime” премьер-министр Юрие Лянкэ и спикер Игорь Корман заявили, что евроинтеграция Республики Молдова будет способствовать разрешению приднестровского конфликта.
Лянкэ отметил, что по его мнению, „этот конфликт исчезнет до момента, предшествующего вступлению Республики Молдова в ЕС”. Глава кабмина считает, что после внедрения Соглашения об ассоциации и подачи заявки на вступление в ЕС, которая намечена на конец 2015 года, условия жизни в Молдове улучшатся настолько, что жители непризнанного Приднестровья не будут нуждаться в доплате к пенсиям, предоставленной Россией.
Глава парламента Игорь Корман заявил в свою очередь в том же контексте, что после отмены виз в ЕС увеличилось число жителей приднестровского региона, которые хотят вернуть гражданство РМ. Также, чувствуется улучшение в экономическом секторе. „Известно, что 35% приднестровского производства экспортируется на правый берег Республики Молдова, а еще 35% – в Европейский союз. Экономические льготы, которых предоставляет нам Соглашение об ассоциации, еще больше будут способствовать реинтеграции двух берегов. Я надеюсь, что скоро настанет день, когда исчезнет проблема Приднестровья”, – уточнил Игорь Корман.
Коммунисты Воронина остаются самыми непримиримыми в Молдове врагами суверенитета и независимости ПМР
Уважаемые депутаты.
Несмотря на то, что сегодня нам предлагается на рассмотрение неуклюжая и лишенная содержания Декларация о процессах реинтеграции страны, важно, что наконец-то мы пришли к обсуждению в парламенте вопросов, касающихся приднестровской проблематики. Напомним, что за все пять лет правления Альянса и его клона – Коалиции, Парламент лишь один раз обсудил ситуацию в Приднестровье и то в контексте инициативы Партии коммунистов, которая, в конечном итоге, была блокирована фракциями правящих партий. Следствием блокирования проекта ПКРМ стала установка миграционных и таможенных пунктов на административной границе между двумя берегами Днестра, которая фактически была признана официальным Кишиневом границей ПМР. Исходя из пятилетнего полного отсутствия заинтересованности в реинтеграции страны, обсуждаемая сегодня инициатива выглядит весьма странной и подозрительной. Поэтому, единственный аргумент, который может логически объяснить и оправдать действия авторов, заключается в том, что до выборов остается несколько месяцев, сам проект преследует исключительно предвыборные цели, не ставя задачи реально воссоединить страну.
В этой связи, мы подчеркиваем, что в течение пяти лет Парламент никак не участвовал в процессе урегулирования приднестровской проблемы, не призвал Правительство к проведению переговоров по определению статуса Приднестровья в составе Республики Молдова. Более того, и сам парламент ничего не предпринял, несмотря на существование протокола, подписанного молдавским законодательным органом и Верховным советом, который создал законное поле для проведения прямых переговоров с Тирасполем. Нет никакого желания и готовности у депутатов, составляющих парламентское большинство, инициировать встречи и обсуждение этой проблемы с депутатами из России и Украины – стран, являющихся посредниками в процессе приднестровского урегулирования, что послужило бы созданию благоприятного климата переговоров в формате «5+2». Это лишь общие выводы. А теперь по поводу проекта. Само название документа не отражает его содержания. Кто из авторов может ответить на вопрос: где этот проект воссоединяет страну? Ответ очевиден: проект расплывчатый, декларативный и лишенный реального содержания. И эффект от него будет аналогичным. Те, кто проголосуют за этот документ, должны понимать, что они проголосуют за мертвый проект.
Единственным местом, оговаривающим некоторые действия, является пункт 5, который предусматривает, что Кишинев проинформирует Тирасполь о действиях, предпринятых для реализации Соглашения о свободной торговле. В этой связи у нас есть вопрос депутатам правящих партий: считаете ли вы Приднестровье частью Республики Молдова? И если да, то почему вы представляете Приднестровье как третью сторону, которую надо информировать об изменении правил экспорта-импорта товаров молдавского производства? Проинформированной должна быть Украина, а Приднестровье должно в полной мере участвовать во всех процессах и обязательствах Республики Молдова перед зарубежными партнерами, в том числе, ЕС. Аналогичным образом этот же пункт 5 предусматривает, что «молдавские власти готовы предоставить партнерам по переговорам из Тирасполя всю информацию…». Почему написано, что они «готовы», а не указано четко, что «обязаны предоставить». И потом, что означает понятие «партнеры по диалогу»? Авторы выискивают стилистические обороты или претендуют разработать документ с ясным и результативным содержанием? Если проанализировать сам текст проекта, приходишь к выводу, что анализировать абсолютно нечего за исключением безыдейных и бессодержательных фраз.
Поэтому, мы не будем задерживаться на красивых словах из названия документа: Декларация о процессах реинтеграции…, а обратим внимание депутатов и граждан на ряд деталей, которые вскрываются при внимательном изучении документа. Исходя из того, что мы должны принять документ, который бы привел к реинтеграции страны, необходимо, чтобы в этом документе уделялось внимание и формату «5+2» – механизму, который был бы хорошим поводом для вовлечения Приднестровья в процесс переговоров (этого не видит только ленивый, да еще приднестровский МИД г-жи Штанской – примечание ПМРФ). Таким образом, можно предположить, что авторы документа либо не знают об этом механизме, что более вероятно, либо преследуют цель занизить его роль. В этой связи, стоит отметить, что Правительство все чаще и чаще ссылается на необходимость отказаться от переговоров в формате «5+2», что, с нашей точки зрения, является грубой ошибкой, которая будет иметь серьезные последствия для всего процесса реинтеграции страны. Кроме того, в преамбуле проекта подчеркивается эффективность ЕС в приднестровском урегулировании. Не ставя под сомнение роль ЕС, выглядит странным отсутствие ссылок на ОБСЕ, которая участвует в этом формате с 1993 года. Это опять же заставляет нас думать о том, что авторы пытаются продвинуть идею отказа или изменения формата «5+2».
По нашему мнению, следует поставить акцент на необходимость повышения эффективности формата «5+2». Чтобы конкретизировать эту необходимость, считаем целесообразным, чтобы текст содержал прямой призыв к России, Украине и ЕС повлиять на приднестровские власти. Другими аспектами, которые могут реанимировать документ, являются: обязательство Кишинева по снятию миграционных и таможенных пунктов на административной границе с Приднестровьем, возобновление деятельности рабочих групп по укреплению мер доверия между Кишиневом и Тирасполем, что докажет наличие желания проводить честный и конструктивный диалог с приднестровскими властями. Вам известно, что фракция Партии коммунистов Республики Молдова за последние пять лет представила в парламенте несколько законопроектов, задача которых заключалась в повышении эффективности переговорного процесса по статусу Приднестровья, а также в улучшении положения жителей левобережья. Идет речь о настоятельно продвигаемых нами проектах, которые касаются закрепления нейтрального статуса Республики Молдова, предоставления социальной помощи гражданам Республики Молдова, проживающих на левом берегу Днестра, поддержка экономических агентов из приднестровского региона и других. К сожалению, за все эти годы мы не были услышаны. Поэтому, сегодня мы собираем урожай из ошибок и глупостей властей, допущенных в отношениях с представителями Тирасполя. Фракция ПКРМ никогда не отказывалась и остается открытой для поиска решения вопроса приднестровского урегулирования. Мы уверены, что окончательное решение приднестровской проблемы возможно только в случае достижения полноценного политического консенсуса. В этой связи, мы предлагаем создать рабочую группу для рассмотрения данного проекта, в которую бы вошли представители парламентских фракций, гражданского общества, эксперты, представители Тираспольских властей, которая бы обладала достаточным временем, к примеру, 3 недели, для разработки текста, приемлемого для граждан с обоих берегов Днестра, и который бы, действительно, был бы направлен на создание полноценной основы для переговоров по поводу статуса приднестровского региона в составе Республики Молдова. 10.07.2014. |
10 июля в Парламенте обсуждалась Декларация о реинтеграции страны в контексте европейского вектора Республики Молдова. При ознакомлении с этим документом складывается впечатление, что о существовании Приднестровья в правящей коалиции (КПП) вспомнили уже после подписания Соглашения об Ассоциации (СА). Причем у меня есть серьезное подозрение, что об этом КПП напомнили из Брюсселя. Практически каждый пункт этой Декларации не согласуется с реальностью. Можно было бы подробно остановиться на каждом тезисе этого документа, но для понимания подходов коалиции достаточно привести всего несколько из них.
Например, в преамбуле сказано: "Исходя из факта, что процесс европейской интеграции и территориальной целостности представляет стратегический интерес…". Прекрасно. Но в чем проявляется этот приоритет в отношении территориальной целостности с 2010 года, с момента, когда к власти в РМ пришла коалиция АЕИ – КПП? Действия коалиции как раз подтверждают, что приднестровская проблема не является для КПП приоритетом. Об этом свидетельствует ликвидация Министерства реинтеграции, а также фактическая приостановка переговорного процесса по приднестровскому урегулированию. Кроме того, Соглашение никак не учитывает интересы Приднестровья. Тем более что на всем протяжении подготовки этого документа к работе над ним не был привлечен ни один представитель Приднестровья.
Другой тезис Декларации приветствует "возрастающую роль ЕС в урегулировании конфликта, которая проявляется в политической поддержке, повышении мер доверия…" и т.д. Относительно возрастающей роли ЕС здесь можно серьезно поспорить. Скажем, чиновники Евросоюза несут свою долю ответственности за то, что кризис на Украине дошел до состояния гражданской войны без ясных перспектив ее прекращения. Продавливая Соглашение, ЕС и США не учитывают местную специфику, историю, менталитет, условия и особенности стран – бывших республик СССР.
Между тем, это Соглашение обостряет внутриполитические проблемы государств. В Молдове СА фактически закрепляет раскол страны. В Декларации подчеркивается, что "Зона свободной торговли открывает новые возможности для развития внешней торговли". Хорошо известно, что регламент и стандарты, которые навязаны Соглашением не согласуются с теми правилами, которые действуют на территории правобережной Молдовы, и на территории Приднестровья. Тирасполь в связи с этим уже предложил Кишиневу обсудить условия "цивилизованного развода".
Молдова является членом СНГ и пользуется серьезными преимуществами, благодаря Зоне свободной торговли в рамках этой организации. Эти преимущества давно стали привычными, и сегодня для многих незаметны. Однако, о них все вспомнят, когда Молдова их потеряет. А вместе с этим получит утрату восточного рынка, рост безработицы, уничтожение сельского хозяйства и многое другое.
В целом действия АЕИ – КПП с 2010 года не укрепляют доверия и не создают конструктивной атмосферы для переговорного процесса. Особенно те из них, которые направлены против национальных сообществ (меньшинств), проживающих в Молдове и против русского языка, который в Молдове имеет статус языка межнационального общения.
В последнее время КПП развернуло настоящее наступление на русский язык. Так, в Кодексе образования, который обсуждался вчера, русский язык приравнен к иностранному (вопреки его статусу, согласно Концепции национальной политики, которая была принята ПКРМ в 2003 г.) Власти инициировали запрет на вещание телеканала "Россия – 24". Правящее большинство приняло поправки к закону о кинематографии, которые радикально ограничивают возможности использования в прокате фильмов на русском языке.
Наряду с этим КПП оказывает давление на Гагаузию, предъявляя необоснованные обвинения ее лидерам. Некоторые госчиновники позволяют себе обвинения в адрес представителей национальных сообществ. В то же время КПП сквозь пальцы наблюдает за деятельностью целого ряда политических и неправительственных организаций, а также СМИ, выступающих за ликвидацию молдавской государственности.
В этих условиях наивно рассчитывать на то, что жители Приднестровья серьезно отнесутся к этой Декларации, как и вообще к политике, проводимой нынешними властями РМ.
Таким образом, можно констатировать, что действия коалиции не приближают, а отдаляют перспективы урегулирования конфликта. Не укрепляет доверие между жителями двух берегов Днестра, а возводит новые барьеры. Данная Декларация представляет собой никчемную бумагу, своего рода фиговый листок, который призван прикрыть беспомощность и бессилие КПП в решении такой важнейшей проблемы, как территориальная целостность Молдовы.
Зураб Тодуа (ПКРМ)