В последнее время в СМИ появляются сообщения, что до окончания 2013 года должны состояться целых две встречи в формате «5+2» по урегулированию молдо-приднестровского конфликта. Дата одной известна – 3 октября. Место проведения – Брюссель. Другая, судя по разрозненным данным, намечена на конец ноября. И это уже в целом совпадает с саммитом «Восточного партнёрства» в Вильнюсе. Что во всём этом кроется? Кто и почему гонит коней проекта под названием «увод Приднестровья на Запад»?
Натиск на ПМР перед Вильнюсом
Все последние годы официальный Кишинёв хочет заблокировать ПМР экономически и политически, подорвать экономику Республики, ослабить с помощью экономической удавки Приднестровскую государственность и, в итоге, вынудить Тирасполь капитулировать и согласиться на вхождение в унитарную Молдову. А Молдова, в свою очередь, держит курс на интеграцию с ЕС и Румынией.
Характерно, что стратегия удушения Приднестровья проводилась в равной мере и коммунистами в период их пребывания у власти (2001-2009) и их нынешними противниками-преемниками в лице правящей «Коалиции проевропейского правления». Отличие теперешнего момента от прежних времён в том, что ноябрьский саммит «Восточного партнёрства» в Вильнюсе будет означать начало реального перемещения Молдовы из постсоветского пространства в пространство ЕС. Дело в том, что в столице Литвы будут подписаны или парафированы соглашения РМ-ЕС о зоне торговли и об ассоциации.
И вот руководство Молдовы и его западные союзники в эти недели прилагают нешуточные усилия в том, чтобы склонить власти ПМР к обсуждению политических вопросов, к согласию на участие в евроинтеграции под эгидой Кишинёва.
Что нужно Приднестровью?
Совсем недавно премьер-министр РМ Юрий Лянкэ с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН призвал к выводу российских войск из Приднестровья. С учётом недавно ратифицированного парламентским большинством Молдовы соглашения о военном сотрудничестве с Румынией, а также высказываний некоторых молдовских политиков о желательности отказа от статуса нейтралитета в пользу вступления РМ в НАТО, можно сделать вывод: Приднестровье пытаются оставить беззащитным и уязвимым для силового шантажа.
В этой обстановке ПМР крайне нуждается в следующем.
Первое. Российская военная помощь должна не сокращаться, а, напротив, наращиваться. При этом приднестровские заводы могли бы производить на месте часть военной продукции как для силовых структур ПМР, так и для российских союзников, ибо некоторые виды вооружений и военной техники в условиях блокады приднестровских границ может оказаться невозможно ввезти к нам для модернизации вооружённых сил РФ и ПМР на Днестре.
Второе. ПМР должна укреплять дружественные отношения с Украиной, которой угрожает румынская опасность. Бухарест, союзный нынешним молдовским властям, особенно активно работает в Северной Буковине, подготавливая, в том числе с помощью массовой паспортизации и румынизации местного румыно – и молдавоязычного населения, почву для отторжения Северной Буковины от Украины и включения её в состав Румынии. Это, несмотря на трения между Россией и Украиной, достаточный повод для совместных шагов Москвы, Киева и Тирасполя по противодействию Бухаресту и его кишинёвским сателлитам.
Третье. С учётом возможной блокады ПМР со всех сторон под нажимом Запада необходимо создать условия для развития и даже создания тех производств, которые могли бы компенсировать прекращения нам поставок той продукции, которую к нам не захотят пропускать. Кое-что из таких производств, которые придётся развернуть в ПМР, будет, возможно какое-то время выглядеть кустарщиной, однако иного выхода нет.
Чем может помочь Россия?
Чем конкретно могла бы помочь Приднестровью Москва для смягчения возникающих «вильнюсских» рисков и угроз?
Первое. Россия, как и прежде, могла бы подтвердить: за поставленный Приднестровью газ должен платить «международно-признанный» Кишинёв. Дело это верное: любой международный арбитраж подтвердит, что, ежели по мнению «мирового сообщества», приднестровского государства «нет», то платить должен тот, кто «есть». А именно – Республика Молдова. Это охладит часть «горячих голов» из числа политиков Кишинёва.
Второе. С помощью целевого финансирования поддержать часть высокотехнологичных и обычных производств в ПМР, чтобы помочь избежать экономического падения до опасной для существования приднестровской государственности черты. В этом могло бы участвовать не только Российское государство, но и предприниматели России, уже вложившие деньги в приднестровские экономические объекты или собирающиеся это сделать. Со своей стороны, руководство ПМР обязано обеспечить для бизнесменов из России и иных стран, работающих в нашей Республике, чёткие правила игры, исключающие создание передел собственности, её отъём и т.д.
Сохранение экономики ПМР будет означать и сохранение ещё остающейся прослойки населения в лице инженерно-технической интеллигенции, квалифицированных рабочих, производственников-управленцев. Напротив, деклассирование их, люмпенизации или отъезд из Приднестровья подорвут жизнеспособность созданной народом страны и поставят её перед угрозой краха. А это окончательно уничтожит позиции России по обе стороны Днестра.
Две стратегии Кишинёва
Говоря обо всём этом, необходимо иметь в виду: руководство Молдовы, стремящееся взять ПМР в жёсткое блокадное кольцо, не намерено спасать экономику, как говорят в Кишинёве, «восточных районов РМ». Если кто надеется, что приднестровский экономический потенциал будет хорошо сохранён и развит с помощью властей Молдовы в пространстве Евросоюза, тот крепко ошибается.
Нынешние лидеры Молдовы не собираются спасать и собственную экономику. Это доказывается тем, что они заранее дали «добро» через зону торговли с ЕС на массовое «нашествие» товаров из еврозоны, которые попросту сомнут многих молдовских производителей.
Проект европейской интеграции – это чисто политический проект по выводу Молдовы из-под даже малейшего влияния России. Запад видит такой вывод только с Приднестровьем. В этом проекте Вильнюс-2013 – не конец игры, но важный её этап. Строго говоря, со стороны Кишинёва действуют две стратегии подчинения ПМР и ликвидации Приднестровской государственности.
Первая. Работа правых сил Молдовы, особенно ярко проявлявшаяся во времена президентства Мирчи Снегура (1990-1996) и проявляющаяся сейчас, после прихода в 2009 году к власти правого Альянса (Коалиции).
Вторая. Работа лидеров Партии Коммунистов Республики Молдова через как Запад, так и через Москву в период правления ПКРМ в Молдове (2001-2009).
У этих двух стратегий одна цель: установить контроль кишинёвской бюрократией над Приднестровьем, ослабление влияния России и Украины, уход Молдовы в Европу вместе с ПМР. Просто у правых больше подчёркнут фактор Румынии, а у ПКРМ пропагандистский упор больше делался на молдавский патриотизм. Но курс на евроинтеграцию подчёркивается у обеих сил. Как известно, и сегодня из Программы ПКРМ не изъят тезис о европейской интеграции как цели политики партии.
Будущее ПМР – от сохранения статус-кво до признания
Каждому ясно, что евроинтеграция для Приднестровья означает уничтожение государственности. И то сказать: если уйдут российские войска; если будет отменена приватизация, проведённая ранее по законам ПМР; если будут внедрено языковое законодательство Молдовы и курсы истории и символика РМ – от ПМР ничего не останется.
Чтобы усыпить бдительность России, Кишинёв и Запад прибегают к примитивной уловке: «восстановление территориальной целостности Молдовы» якобы будет означать для российского бизнеса возможность работать с ЕС по «цивилизованным европейским правилам». Надо лишь отказаться от поддержки «сепаратистов», «сдать» Приднестровье «конституционным властям РМ».
Однако, опыт показывает, что на деле всё оборачивается пересмотром итогов приватизации и вытеснением российского бизнеса. Вспомним, как в 2004 году российские власти помогли «сдать» Михаилу Саакашвили Аджарию. И что, выиграли от этого предприниматели России? Надеемся, уроки из недавнего прошлого извлечены.
Каков же выход в нынешней ситуации? Только один: сохранение независимости ПМР. Вначале – де-факто. То есть заморозка ситуации. Сохранение статус-кво на Днестре. А в перспективе – официальное признание независимости ПМР со стороны всех стран, которые сочтут это возможным. Это сугубо рациональный подход в условиях, когда Запад переходит к окончательному расчленению пространства бывшего СССР.
Андрей Сафонов, президент Ассоциации независимых политологов Приднестровья
30 сентября 2013 года