К прямой линии с президентом РФ В. Путиным 16 апреля 2015 г. было подано около 3 млн. вопросов. Среди них были и вопросы от приднестровцев и о Приднестровье. Мы не знаем, сколько их было и какого они были характера – полный анализ вопросов пока не представлен помощниками президента РФ. Однако один вопрос от приднестровцев, размещенный на ПМРФ (см. "Вопрос В.В. Путину от приднестровцев"), дошел до адресата точно.
Он звучал так: Не находите ли вы необходимым увеличить присутствие России в Приднестровье и в делах Приднестровья путем признания ПМР и(или) объявления протектората России над ПМР? В связи с резким ухудшением обстановки в регионе, нарушающим стратегические интересы России, и необходимостью обеспечения обязательств России как страны гаранта Приднестровского урегулирования. В условиях, когда Украина ведет подготовку к военному решению приднестровского вопроса, а действующие власти ПМР, прежде всего группа президента ПМР Е. Шевчука, проводят четкий курс на ликвидацию суверенитета и независимости ПМР, изменнически нарушая волю народа ПМР на сближение с Россией, высказанную на референдуме 2006 г.
По сути, в этом вопросе и отражена новая реальность обстановки вокруг Приднестровья и необходимость новых императивных (т.е. обязательных) шагов в приднестровско-российских отношениях.
Новая реальность, зафиксированная в вопросе В. В. Путину.
а) Внешнеприднестровская:
1. Резкое ухудшение обстановки в регионе.
2. Нарушены стратегические интересы России в регионе.
3. Осложнено выполнение обязательств России как страны – гаранта Приднестровского урегулирования.
4. Украина ведет подготовку к военному решению приднестровского вопроса.
б) Внутриприднестровская:
1. Действующие власти ПМР, прежде всего группировка президента ПМР Е. Шевчука проводят курс на ликвидацию суверенитета и независимости ПМР.
2. Происходит нарушение воли народа на сближение с Россией, продемонстрированной на приднестровском референдуме 2006 г.
* * *
Почему эта реальность – новая? Потому что внешне- и внутриприднестровский статус-кво Приднестровья и России в регионе резко, а по некоторым позициям диаметрально изменился.
1. Бесспорно, что ситуация в регионе резко ухудшилась. Хотя она всегда была не слишком радужной, но впервые после 1992 г. в регионе реально запахло порохом и кровью. Проснулись и подтягиваются к региону основные чертики, которые всегда мутят воду и подталкивают кровавые процессы: США, Румыния, НАТО, Польша.
2. Стратегические интересы России в Приднестровье впервые за многие годы оказываются под угрозой в связи с реальной утратой влияния России на стратегически важном Юго-Западном направлении. Создается реальная опасность завершения санитарного изоляционного кордона на западных рубежах России путем включения в него Молдовы и Приднестровья.
3. Абсолютно новая антиприднестровская и антироссийская позиция Украины в приднестровском вопросе. Украина не только утратила свой статус страны – гаранта приднестровского урегулирования, но активно и инициативно включилась в антиприднестровские и антироссийские события в регионе, вплоть до создания предпосылок вооруженного решения приднестровского вопроса.
4. Новое и то, что Россия сегодня осталась фактически единственным субъектом, гарантирующим реализацию стратегических интересов и целей народа Приднестровья (не путать с властями Приднестровья, о них – дальше) в процессе приднестровского урегулирования. Эти интересы и цели были сформулированы на приднестровском референдуме 2006 г: независимость Приднестровья и дальнейшее сближение с Россией. Переговорный формат по Приднестровью "5+2" фактически превратился в формат "6-1", где шестеро противостоят России. Причем в "шестерку" входят не только традиционные оппоненты России и народа Приднестровья - Молдова, ОБСЕ, США, Евросоюз, но и Украина, и (что трудно было даже в кошмарном сне вообразить совсем недавно!) новые власти Приднестровья из группировки президента ПМР Е. Шевчука. Все это делает практически невозможным исполнение гарантирующих обязательств России по отношению к интересам народа Приднестровья.
5. Государственная измена группировки Шевчука – абсолютно новая реальность в регионе. Она сформировалась не вчера. На отдельные, мягко говоря, странные действия Шевчука и его группы, нарушающие суверенитет и независимость ПМР, обращалось внимание еще в 2012 г., (допуск таможенников Молдовы к работе по законам Молдовы на территорию ПМР). Однако окончательно оформился курс на слив Приднестровья в Молдову в начале 2015 г. И уже к 1 марта 2015 г. он стал очевидным.
В СМИ, в частности, на ПМРФ отмечались следующие основные поступательные шаги в этом направлении:
- Отказ России в начале 2015 г. года предоставить 100 млн. долларов на поддержку режима Шевчука и его бешенство по этому поводу. "В начале февраля у Шевчука состоялось совещание типа Совета безопасности. На нем присутствовали Гервазюк, Косовский, Кузьмичёв, министр обороны и другие высокопоставленные чиновники, члены правительства ПМР. Как сообщает источник, Шевчук забился в истерике и орал сплошным матом, что в гробу он видал эту Россию, я в ней жить не собираюсь, я в другую сторону поеду… По мнению источника, истерика была из-за того, что было слишком много свидетелей, когда на Шевчука в последний раз очень сильно наехали в Москве и дали ему полгода, чтобы навести порядок". (См."Из инсайдерских и других источников").
Но, как свидетельствует дальнейшее развитие событий, Шевчук не кинулся наводить порядок за полгода, он, обиженный и оскорбленный, выбрал другой путь. "Я в другую сторону поеду…"
- В тот момент как раз группировка Шевчука решала вопрос о девальвации или отказа от девальвации курса "суворика". И вот, несмотря на тяжелейшие последствия для экономики Приднестровья отказа от девальвации "суворика" (остановку крупнейших бюджетообразующих предприятий-экспортеров из-за неконкурентности цены их продукции на внешних рынках), шевчуковское правительство в феврале-марте 2015 г. приняло решение отказаться от девальвации.
Сегодня этот последовательный шаг Шевчука совершенно понятен. Все было сделано для создания искусственного коллапса экономики, резкого ухудшения социальной сферы, для недоплат зарплат бюджетникам и пенсий пенсионерам. И в конце концов – для внедрение в сознание приднестровцев аргумента, что Приднестровье-де из-за экономических трудностей, вызванных плохим положением дел у соседей (ха-ха!), а также под предлогом потери с 1 января 2016 г. торговых преференций для ПМР на рынках Евросоюза, что чревато окончательной смертью экономики ПМР, вынуждено-де менять внешнеполитический вектор и возвращаться в Молдову. (См. "Уже очевидно: разрушают сознательно. Они не дилетанты – изменники").
Параллельно искусственному коллапсу экономики шло ускоренное переориентирование экспорта приднестровских предприятий с рынка России (при Шевчуке доля России в экспорте ПМР сократилась с 18 процентов до 5 процентов) на рынки Молдовы и Евросоюза (доля этих рынков в экспорте Приднестровья увеличилась при Шевчуке с 40 процентов до 90 процентов). Экономика ПМР стала насмерть привязана к Молдове и Евросоюзу.
- В начале апреля 2015 г. появились первые факты, свидетельствующие о новом этапе: о переходе от экономической привязки – к правовому оформлению сдачи Приднестровья. О начавшихся переговорах в так называемых экономических экспертных группах Молдовы и Приднестровья по поводу подключении Приднестровья к Зоне свободной торговли с Евросоюзом на правах территории Молдовы. Еще осенью 2014 г. вице-премьер правительства ПМР М. Парнас начала зондировать почву для этих переговоров, однако окончательное решение о смене вектора развития было принято в начале 2015 г. (См. "Вот и все. Власти Приднестровья сдают ПМР Молдове и Евросоюзу")
- В апреле 2015 г. появились и первые документы, подписанные Молдовой и ПМР, согласно которым Приднестровье рассматривалось как территория Молдовы (См. "Вот и все (3). ОСАГО – первый документ эпохи "слива" ПМР в Молдову)
- Параллельно экономическим и правовым вопросам смены вектора властями ПМР решались вопросы и идеологической унификации Приднестровья и Молдовы. Это проявилось, например, в отказе (под соусом экономических трудностей ) от военного парада в честь 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне (как отказались и в Молдове). Президент Шевчук заговорил о какой-то победе во Второй Мировой войне вместо Великой Отечественной (как подменили и в Молдове). (См. "ПМР: День Победы без Парада", "Шевчук – главная надежда "того берега").
6. И наконец, абсолютно новая реальность в регионе, на которую было обращено внимание в вопросе приднестровцев В. Путину, заключается в том, что нынешние власти Приднестровья отказались от безусловного признания важнейшего конституционного принципа о верховенстве воли народа. Так, для них решение референдума 2006 г. о векторе развития ПМР в направлении России уже не является неизменным или, по меньшей мере, не является не обсуждаемым. (См. "Шевчук – главная надежда "того берега"). А это означает, что с некоторых пор группировка Шевчука исповедует какие-то другие правила поведения, а не те, что предписывает Конституция и законы ПМР. Что делает крайне ненадежным любые прогнозы и шаги в отношении этой группировки и должно было насторожить Россию. Перед Россией оказался некий правовой фантом, производящий невероятные разрушения в правовом поле ПМР, с постоянным вытиранием ног о Конституцию ПМР, с принятием безумных не правовых решений, проталкиванием таких же не правовых законопроектов, типа невыплаты зарплат и пенсий в полном объеме или установления государственного управления над предприятиями негосударственной формы собственности.
* * *
Все вышеперечисленные новые реалии (а названа только часть принципиальных изменений обстановки) требуют сегодня изменения системы приднестровско-российских отношений, как они сложились на протяжении последних двух десятилетий, а также быстрых императивных шагов для восстановления разрушающегося на глазах баланса сил в регионе.
Частично эти новые императивы отражены в том же вопросе В. В. Петину.
1. Необходимо увеличить присутствие России в Приднестровье и в делах Приднестровья.
2. России необходимо признать ПМР и(или) объявить протекторат России над ПМР (в последнем случае де-юре узаконить то, что де-факто имеет место вот уже 25 лет существования ПМР).
Оба этих предложения исходят из признания того факта, что нынешнее Приднестровье не в состоянии путем только внутренних усилий справиться с проблемами, привнесенными новыми реальностями. Тем более, что внутренние усилия народа и властей Приднестровья, как оказывается, направлены в разные стороны, по разным векторам.
Исходят из признания того факта, что стратегическая роль Приднестровья для России в новых реалиях невероятно возросла до такой степени, что Россия уже не может отдать на откуп шатким властям Приднестровья решение вопросов, меняющих статус-кво Приднестровья со стратегическим поражением России в регионе.
Исходят из признания того факта, что 1 млрд. долларов ежегодной помощи России Приднестровью (фактически второй бюджет непризнанной республики) становится слишком тяжелой обузой для России, отягощенной санкциями и новыми "крымскими" расходами. И что эта щедрость должна отныне более предвзято контролироваться спонсором и оптимизироваться по расходам, а не уходить на содержание гаремов, не подконтрольных внебюджетных фондов, на дипломатический туризм и шоп-туры под прикрытием бесконечных безрезультативных переговоров с Молдовой, на аренду частных самолетов и приобретение дорогих "Лексусов".
Трудно сказать сразу, каким конкретным реальным содержанием должны наполниться новые императивы. Но некоторые шаги очевидны.
России нужно все активнее вводить элементы прямого внешнего управления сначала главными, а потом и второстепенными процессами жизни в Приднестровье. Условно говоря, не только построить больницу за свой счет, но и назначить туда своего главного врача.
Эта задача продиктована критическим состоянием государственности ПМР, когда верховная власть решает не государственные задачи, а свои личные, невероятной пропастью между народом и властями, неспособностью отдельных ветвей власти договариваться, неадекватной самооценкой властями результатов своей деятельности. Им бы в монастырь пойти и каяться за содеянное зло, так они думают о переизбрании на новый срок.
Утрата доверия властям ПМР (прежде всего президентско-исполнительной власти) со стороны народа ПМР и со стороны России, утрата взаимного доверия между законодательной и президентско-исполнительной властью ПМР превратились сегодня в главный фактор торможения, блокирующий решение подавляющего большинства даже, на первый взгляд, очевидно правильно поставленных вопросов.
Персоны во власти нужно менять немедленно и тотально, однако нынешнее ослабленное состояние приднестровского общества не способно выделить должное количество управленцев требуемого качества. Изменение ситуации в этом направлении – вопрос не одного дня, и Россия должна на этот период поддержать Приднестровье своими кадрами.
Далее. Для беспрепятственного решения вопросов экономического характера Приднестровье должно получить прямой коридор в Россию. Этого можно добиться только после признания Россией Приднестровья либо после объявления Приднестровья российским протекторатом.
Вопросы получения экстерриториального коридора сложны. Но они решались, решаются и будут решаться. И не обязательно военным путем. История сохранила множество примеров такого решения. Чаще всего путем обмена территориями. Из последних, что на памяти. Так, недавно Китай получил от России прямой доступ в Японское море, спрямив огромный обходной крюк вокруг Корейского полуострова. Так Украина получила прямой доступ по экстерриториальному коридору через Молдову в свои порты на Дунае. Так Молдова получила выход к Дунаю в Джурджулештах, став морской державой через Дунай.
Мне очень не хотелось бы, чтобы читатели статьи зациклились на конкретике тех или иных предложений. И устраивали "раздолбон" этой конкретике. Я обозначил конкретику только в качестве примера, иллюстрации к бесспорному факту, который звучит так: в приднестровско-российских отношениях возникла новая реальность, которая требует их соответствующей глубокой корректировки.
* * *
Однако, уточнит читатель, на прямой линии 16 апреля 2015 г. президент России В.В. Путин вообще не затронул приднестровскую тему. А вы тут, вроде того, какие-то материи разводите, когда нас Россия в упор не видит. Или не хочет видеть.
Да, не затронул. И многие приднестровцы сразу заметили это. Некоторые загрустили. Некоторые (особенно из наших "друзей") – со злорадством.
Вот два полюса комментариев:
-
Ничего не ответила золотая рыбка, только галстук поправила и дальше поплыла… Поражает, с каким упорством, российское руководство верит хотя бы в очень слабую, но способность руководства Молдовы и нынешнего руководства ПМР мыслить политически…. Нету тут этого. ВООБЩЕ НЕТУ!
Только психология воришек или батраков, попавших в верхи власти и ощутивших вкус огромного воровства. - Приднестровье всегда будет стоять с протянутой рукой, всегда будет обвинять в своих бедах Молдову, Украину и даже Путина. А ведь все значительно проще. В свое время вы выбрали путь непризнанной территории и теперь с вас могут вить веревки все, кому не лень, потому что вы вне закона, вашего государства нет, вы на 100% зависите о соседей, вы как нищая проститутка, которая готова за похлебку отдаться кому угодно. Жаль вас, дурачков… (источник: http://forum-pridnestrovie.info/archives/12606).
Может, кому-то покажется странным, но я считаю, что для народа Приднестровья, фигура умолчания, избранная В. Путиным по поводу вопросов о Приднестровье (кстати, он умолчал и о других аналогичных непризнанных государствах), это хороший знак приднестровцам.
Поясню. Во-первых, В. Путин не повторил того, что постоянно озвучивает МИД РФ в лице министра С.Лаврова и его помощников типа Г. Карасина. Россия, мол, поддерживает территориальную целостность Молдовы и рассматривает Приднестровье как составную часть Молдовы с особым статусом. Мы все помним, что В.Путин в подобных случаях всегда адресует подобные вопросы на решение народа. То же самое он уже говорил впрямую о приднестровском конфликте: решение его должен найти сам народ Приднестровья.
Те, кто смотрел вчерашний (26.04.2015 г.) фильм о В. Путине в связи с 15-лением его первой инаугурации в должности президента РФ, наверняка тут же вспомнят, что подобная формула о том, что нельзя решать за народы, является у него не конъюнктурной, а краеугольной, и появилась не вчера, а изначально была базовой основой его политического мировоззрения.
В противоречии позиций МИДа РФ (да и любых других представителей российских властей) и президента РФ нас, конечно, должна интересовать прежде всего позиция президента РФ В. Путина. Как я уже где-то писал в связи с Крымскими событиями, ни Лавров, ни Карасин, ни Рогозин, ни другие "активисты-специалисты приднестровского урегулирования" на были замечены в Крымской виктории. Ее сотворили другие люди. Есть основания считать, что и в случае с Приднестровьем решать будут совсем другие люди.
Во-вторых, сегодня мы не знаем конкретики этого решения. Не знает его, наверное, пока и сам В. Путин. Однако общий подход и общие принципы решения приднестровского вопроса (как и аналогичных непризнанных государств), сегодня есть, и они озвучены В. Путиным.
Для этого нужно обратиться к дополнительным вопросам, которые задал 16 апреля 2015 г. В. Путину комментатор С. Брилев из числа вопросов, которые не нашли отражения на "прямой линии", но, очевидно, они интересовали многих.
С. Брилев: Вы можете себе представить вариант, при котором Вы можете рассматривать признание ДНР и ЛНР?
(Замечу, В. Путин, уделив много внимания Украине во время "прямой линии", ничего не сказал о признании или отказе от признания ДНР и ЛНР – ситуация, совершенно аналогичная Приднестровской теме).
В. Путин: Я сейчас не хотел бы на этот счет говорить, потому что, чего бы я сейчас не сказал, все может быть контрпродуктивно. Мы будем смотреть по реалиям, которые возникают в жизни.
Этим ответом В. Путин говорит, что он не отрицает возможности признания ДНР и ЛНР. Как и то, что, возможно, признания Россией этих республик и не понадобится. Если исходить их вышеизложенных принципов В. Путина, такое вмешательство России не понадобится, если народу непризнанных республик будет предоставлена возможность беспрепятственно и самостоятельно решить свою судьбу. Конечное же решение зависит от реальной конкритики, от реалий, которые возникают в жизни.
Можно с полным правом интерпретировать этот ответ В. Путина и в части вопросов о Придрнестровье. Ситуация один в один.
Точно такой же подход ("смотреть по реалиям жизни") был продемонстрирован В. Путиным в Крымских событиях 2014 г. Кто смотрел фильм "Крым – путь на Родину" о тех событиях, конечно, вспомнят, как В. Путин неоднократно говорил о том, что реалии жизни диктовали те или иные действия, что не было никакого заранее составленного плана. Были только изначальные принципы. К тому, что уже прозвучало (нельзя решать за народы), можно добавить еще один многое проясняющий на будущее принцип, важный для В. Путина. В фильме "Президент" (я о нем уже упоминал) В. Путин говорит, что самым главным было понять, чего хотят люди, которые проживают в Крыму. «Я им говорил, что это для нас жизненно важный вопрос — люди. Я не знаю, какие вы будете защищать интересы, но мы, защищая наши, пойдём до конца. И это чрезвычайно важная вещь». Он подчеркнул, что Россия не могла бросить людей, которые хотели вернуться в РФ и не хотели быть под властью крайних националистов и бандеровцев. «Не потому, что мы хотим что-то «укусить», урвать. И даже не потому, что Крым имеет стратегическое значение в Причерноморье. А потому, что это элемент исторической справедливости. Полагаю, что мы поступили правильно, и я ни о чём не жалею» (источник: http://russian.rt.com/article/87926).
Итак, хотя президент России ничего не ответил на вопросы о Приднестровье, его позиция нам, приднестровцам должна быть совершенно ясна.
1. Решение приднестровского вопроса зависит от решения приднестровского народа.
2. Россия не бросает людей, которые хотели вернуться в РФ. Потому что это элемент исторической справедливости.
3. Россия, защищая свои интересы, пойдет до конца.
4. Конкретика действий и участия России в приднестровском вопросе зависит от реалий, которые возникают в жизни.
Это очень оптимистическая для приднестровцев программа действий России. Вот почему я посчитал нужным сегодня обратить особое внимание на то, что в приднестровско-российских отношениях возникли новые реалии, которые в ближайшее время самым серьезным образом могут повлиять на весь комплекс приднестровской проблематики.
Лев Леонов.