Письмо министра иностранных дел ПМР как констатация окончательного краха группировки Шевчука
См. Профессионалки Шевчука. Н. Штански.
В интернете активно обсуждается письмо министра иностранных дел ПМР Н. Штанской. Кого-то оно встревожило, кто-то считает его провокацией (некоторые публикации приведем в Приложении). Однако, если посмотреть на всю эпистолярную детельность мадам и ее комментарии по разным поводам, то возникает устойчивая уверенность в совершенной никчемности тратить время на чтение этих опусов. Что-то сморозит, потом оправдывается. Что-то спрогнозирует, а все идет по-другому Куда-то к солнцу засеменит "мелкими шагами", а оказывается у пропасти.
Еще на заре ее дипломатичской карьеры, последовавшей после многолетнего заваривания чая Шевчуку, тогда еще спикеру ВС ПМР, в сеть попало письмо Штанской в ОБСЕ, вызвавшее было подозрительность мирового сообщества в готовности ПМР вмешаться во внутренние дела Гагаузии. Каждая страница письма содержала подпись Штанской, но тут же последовало опровержение (не министра, а ее пресс-службы: чтобы врали другие). По такой же схеме прошла работа и с последним письмом в ПРООН (послания мадам посылает во все более высокие инстанции). Как только оно попало "на публику", последовало сердитое опровержиние пресс-службы.
Не оставляет впечатление, что в годы юности и ее первой, всем известной профессии Штанская хорошо освоила приемы "паблисити", то есть держаться на слуху, чтобы про нее не забывали. Другие с этой целью женятся-разводятся, или понарошку бросаются с пятого этажа, или как бы попадают под трамвай, или постоянно кем-то "преследуются", или делают в купальнике шпагат на пляже, а вот г-жа Штанская засылает послания, а потом их опровергает.
Что-то ее стали последнее врмя забывать как Чрезвычайного и полномочного посла, все больше пишут о ее шоп-турах и зарубежных загулах на фоне Приднестровья, доведенного до нищеты группировкой ее друга. Вот она и решила заявить о возможных страшных ответных мерах, чтобы все вздрогнули и спросили: кто это, кто это там сказал такую чушь? Как интересно!
Если о чем-то серьезном и свидетельствует новый эпистолярный факт, так это о полном провале деятельности Н. Штански как руководителя внешнеполитического ведомства. Вслед за фактами, свидетельствующими о провале других направлений деятельности группировки президента ПМР Е. Шевчука – крах внутренней политики и глубокий раскол общества (2012 г), крах реформаторских планов (2013 г.), крах социальной политики (средина 2014 г.), развал экономики и ее крах (начало 2015 г.), – "мелкие шаги" г-жи Штанской, закончившиеся бабской истерикой и оскалом, замечательно завершают картину полной профнепригодности Шевчука и его группировки.
Излишне говорить о том, что затронутые в письме Н. Штански проблемы, действительно, реально существуют. И они более серьезны, чем понимает и излагает наш министр. Как излишне говорить и о том, что предлагаемые министром Штанской меры и страшилки находятся в абсолютной противофазе тому, что сегодня следовало бы предпринять нашему внешнеполитическому ведомству.
Как всегда.
Редактор.
Министерство иностранных дел Приднестровской Молдавской Республики
12.06.2015 г. №042-1/413
Её Превосходительству госпоже Д. Герчевой
Постоянному координатору ООН,
Представителю ПРООН в Республике Молдова
Уважаемая госпожа Герчева!
Свидетельствую своё весьма высокое уважение и имею честь обратиться к Вам в связи со стремительно ухудшающейся ситуацией, сложившейся в Приднестровье, в результате беспрецедентного внешнего давления со стороны сопредельных государств – Республики Молдова и Украины.
Применяемые Молдовой против Приднестровья механизмы давления имеют различные измерения и разную динамику. Последовательное удушение приднестровской экономики, реализуемое молдавской стороной с различной интенсивностью на протяжении всех 25 лет, и особенно в 2014-2015 годах совместно с Украиной, привело к острому экономическому и социальногуманитарному кризису в 2015 году.
На текущий момент складывающаяся в макрорегионе ситуация характеризуется достаточно очевидными элементами, аналогичными тем, которые имели место в начале 1992 года. Тогда Республика Молдова, только получившая международное признание, приступила к активным военнополитическим действиям против Приднестровья, которые к середине года вылились в попытку проведения карательной силовой операции против мирного населения и в последующий вооружённый конфликт. Следствием конфликта стало разрушение социальной и производственной инфраструктуры, утрата многолетних экономических связей и галопирующая миграция. Лишь вмешательство внешних партнёров позволило стабилизировать ситуацию, сформировать статус-кво и обеспечить относительно приемлемые условия для жизни населения как в Приднестровье, так и в Республике Молдова.
Вместе с тем на протяжении 25 лет своего де-факто независимого существования Приднестровье на перманентной основе сталкивается с действиями молдавской стороны, нацеленными на использование имеющихся у РМ политических, дипломатических, экономических, информационных инструментов для давления на Приднестровье, блокады приднестровской экономики и свободы передвижения жителей республики, подрыва информационной безопасности, что в итоге существенно сужает возможности для эффективного переговорного процесса.
Еще в 2004-2006 годах Молдова нанесла удар по транспортной системе Приднестровья, полностью уничтожив такую его отрасль, как международные грузовые автомобильные перевозки. Отказываясь выдавать приднестровским компаниям разрешительные документы (карнеты-TIR и разрешения ЕКМТ), молдавские власти вынудили хозяйствующие субъекты Приднестровья пользоваться услугами исключительно молдавских транспортных компаний. В обшей сложности из-за деструктивных действий Молдовы были уничтожены около 2000 рабочих мест в транспортной отрасли, а приднестровский бюджет потерял более 27 миллионов долларов США. Потери транспортных компаний, по самым грубым подсчетам, достигли 135 миллионов долларов США.
Аналогичная ситуация складывалась в сфере грузовых и железнодорожных грузовых перевозок, которые не осуществлялись через территорию Приднестровья на протяжении 6 лет. Это привело к внушительным потерям, прежде всего двух наиболее крупных предприятий, таких как Молдавский металлургический завод и Рыбницкий цементный комбинат. Лишь после подписания в 2012 году Протокольного решения «О принципах возобновления полноценного грузового железнодорожного сообщения через территорию Приднестровья» ситуацию удалось выровнять. При этом процедура пролонгации несомненно эффективного и взаимовыгодного Протокольного решения всякий раз сопряжена с выдвижением молдавской стороной разнообразных предусловий и необоснованных требований.
Наряду с этим, начиная с 1999 года Республика Молдова регулярно применяет комплекс мер по противодействию развитию банковской системы Приднестровья. От имени Национального банка Молдовы в адрес коммерческих банков зарубежных стран регулярно направлялись обращения, содержавшие сфальсифицированные обвинения приднестровских банков в «финансировании терроризма» и «отмывании доходов, полученных преступным путём». Вследствие этих действий банковская система Приднестровья остаётся практически изолированной от внешнего мира.
Это создаёт существенные затруднения в контексте финансового обеспечения экспортно-импортных операций, осуществляемых экономическими агентами Приднестровья.
Мощнейшим ударом, практически нивелировавшим любые шансы для динамичного и эффективного развития приднестровской экономики, стал навязанный Украиной и Республикой Молдова в 2006 году блокадный режим приднестровского экспорта, в рамках которого хозяйствующие субъекты Приднестровья вынуждены осуществлять таможенное оформление экспорта и большей части импорта в Молдове. При этом предприятия искусственно поставлены в условия использования ущербной логистики, различных выплат в молдавский бюджет, а также находятся под постоянным давлением и шантажом со стороны молдавских властей. То есть, по сути, именно в 2006 году были созданы условия, в которых молдавская сторона получила целый ряд принудительных и репрессивных механизмов, которые используются в отношении экономических агентов Приднестровья.
Вследствие навязанного в 2006 году и обрастающего дополнительными обременениями дискриминационного механизма осуществления внешнеэкономической деятельности, при котором все предприятия-экспортеры Приднестровья вынуждены получать регистрацию в Молдове, а также проходить двойное таможенное оформление с внесением дополнительных платежей, совокупные потери Приднестровья приблизились к цифре в полмиллиарда долларов США.
Несмотря на попытки молдавских властей снять с себя ответственность за тяжелое положение в экономике Приднестровья путем перекладывания вины на некие «внутренние факторы», лучшим свидетельством вреда, наносимого блокадой, служит следующий факт. Численность сотрудников крупных предприятий Приднестровья, работающих на внутренний рынок и не зависящих от введенного Молдовой дискриминационного механизма ВЭД, с 2006 года по 2014 год выросло с 4411 до 6927. С другой стороны, за это же время численность сотрудников экспортноориентированных предприятий сократилась с 19278 до 12377 человек, т.е. почти в два раза.
С течением времени и, прежде всего, в целях недопущения социально-экономического коллапса Приднестровье было вынуждено адаптироваться к новым реалиям и встраиваться в новый ущербный механизм осуществления экспортных операций для восстановления прежних торговых связей, а также для продолжения торговли с внешним миром.
Чтобы справиться с новыми вызовами и удержать экономику на плаву, руководству Приднестровья пришлось выработать серию антикризисных мер, в числе которых создание максимально возможных преференциальных условий для предприятий, большая часть продукции которых поставляется на внешние рынки. Огромную роль в социально-гуманитарной и торгово-экономической стабилизации Приднестровья сыграла Российская Федерация, в особенности фактор российского газа, который стал своего рода формой кредитования реального сектора экономики Приднестровья. Всё эго в совокупности с грамотным антикризисным управлением позволило не только сохранить социально-экономическую устойчивость в республике, но и нарастить производство, а также обеспечить стабильность приднестровского рубля.
В 2012 году в связи с произошедшими внутриполитическими изменениями в Приднестровье началось осуществление более прагматичной и выверенной политики в бюджетно-налоговой сфере, в результате чего в первую очередь удалось обеспечить должный уровень государственного контроля и повысить собираемость налогов, а также таможенных и акцизных платежей в бюджет республики. Сохранение и наращивание подобной динамики развития экономики позволяло на тот момент ожидать перехода Приднестровья к бездефицитному бюджету в среднесрочной перспективе.
Однако в 2014 году общая социально-экономическая ситуация вокруг Приднестровья начала стремительно ухудшаться. Украина приступила к реализации политики методичного давления на Приднестровье, в частности на приднестровских экономических агентов, перемещающих свои грузы транзитом через украинскую территорию. Республика Молдова, в свою очередь, развернула беспрецедентную кампанию по уголовному преследованию должностных лиц и предпринимателей Приднестровья, в числе которых ряд высших руководителей Приднестровья, а также значительное количество сотрудников правоохранительных органов республики.
Кроме того, в 2014-2015 годах приднестровские предприятия столкнулись с проблемой получения в профильных ведомствах Республики Молдова товаросопроводительной и разрешительной документации (фитосанитарные сертификаты и лицензии на ряд видов деятельности), связанной с импортом сырья, организацией производства и дальнейшим экспортом продукции.
Следует особо подчеркнуть, что в своём недавнем интервью заместитель директора Лицензионной палаты РМ Эдуард Хадей сообщил о направлении в адрес 60 приднестровских предприятий уведомлений о необходимости выполнения требований молдавского законодательства, вытекающих из Договора об ассоциации и Углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли.
В 2015 году Приднестровье встало перед лицом новых угроз, несущих в себе высокие риски как для внутренней финансово-экономической и социальной стабильности, так и для макрорегиональной ситуации в целом. Политическая ситуация на Украине повлекла за собой стремительные внутренние политико-экономические трансформации, в результате которых часть приднестровских производителей потеряла украинский рынок, другие, в свою очередь, несут существенные логистические издержки. Особое внимание необходимо обратить на тот факт, что помимо целого комплекса сложностей, с которым столкнулось Приднестровье, общая негативная атмосфера была усилена новым дискриминационным режимом импорта в Приднестровье.
Первым шагом в этом направлении стал отказ Украины от пропуска подакцизной продукции, следующей в Приднестровье через международные пункты пропуска, расположенные на приднестровско-украинской границе, который, к слову, начал применяться за полгода до вступления в силу Постановления Кабинета Министров Украины № 117 от 18 марта 2015 года.
То есть на сегодняшний день Украина и Республика Молдова совместно организовали новый дискриминационный режим импорта для Приднестровья, который устанавливает, в частности, необходимость соблюдения целого ряда дополнительных требований приднестровскими импортёрами. Острейшим аспектом нового ущербного режима является то, что получателем груза в Приднестровье, который следует транзитом через территорию Украины, может быть исключительно молдавское юридическое лицо, зарегистрированное соответствующим образом в Республике Молдова. Поскольку импорт является одним из важных элементов обеспечения продовольственной безопасности, многие ведущие приднестровские предприятия были вынуждены в оперативном порядке встроиться в очередные навязанные извне схемы. Вместе с тем необходимо обратить внимание на тот факт, что подобный порядок неприменим в отношении грузов, следующих в адрес государственных унитарных предприятий, министерств, подведомственных учреждений, имеющих не частную, а государственную организационную форму. Тем самым новый режим импорта фактически поставил под угрозу обеспечение бесперебойного питания и функциональность социальных организаций -детских садов, школ, медицинских и пенитенциарных учреждений, традиционно обеспечиваемых усилиями муниципальных и государственных унитарных предприятий!
Приднестровская сторона вынуждена сделать неизбежные выводы о том, что 2015 год ознаменовался усилением блокады приднестровской экономики, осуществляемой совместно с целым рядом государств и международных организаций, с дополнительным применением репрессивных форм уголовного преследования в отношении как руководства республики, а также государственных служащих среднего и низшего звена, так и представителей бизнес-сообщества. Очевидной целью такой политики является удушение и вытеснение из Приднестровья крупного бизнеса, принуждение предпринимателей к выводу своих активов и капиталов за рубеж, а также закрытию бизнеса, что грозит лишить республику средств к существованию.
Рассматривая ситуацию сквозь призму статических индикаторов, следует отметить, что за период с 1 января по 9 июня 2015 года импорт товаров в Приднестровье упал более чем на 173 млн. долларов США по сравнению с аналогичным показателем 2014 года, т.е. на 24,3%. За этот же период экспорт снизился почти на 74 миллиона долларов США, т.е. на 23,4%. Это привело к драматическому падению поступлений в бюджет, которые уже в январе – мае 2015 года снизились на 45% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. В свою очередь, поступления в бюджет от внешнеэкономической деятельности предприятий снизились в текущем году уже в три раза.
По причине деструктивных действий Молдовы и Украины в 2015 году Приднестровье столкнулось с глубокими потрясениями в социально-экономической сфере, поскольку упомянутый выше комплекс факторов привёл к невозможности осуществления выплат социальных пособий и заработных плат в полном объёме и накоплению задолженности со стороны государства в размере 30%. Такое положение дел приводит к дальнейшему нарастанию социального напряжения в приднестровском обществе, связанного с ситуацией на Украине, всплеску миграции, а также разрастанию панических и радикальных настроений.
Важно подчеркнуть, что описанная угрожающая ситуация складывается на фоне формально ведущихся дискуссий участников формата «Постоянного совещания…» и на иных уровнях переговорного процесса в рамках взаимосогласованного сторонами и посредниками в 2012 году переговорного пространства, включая официальную повестку дня. При этом приоритетность социально-экономических вопросов (из первой корзины) не оспаривается ни одним из участников существующего переговорного процесса.
В Приднестровье с тревогой наблюдают за непоследовательностью молдавской стороны в рамках переговорного процесса и предпринимаемыми в то же время весьма последовательными шагами в контексте реализации практических мер, направленных на полную изоляцию, экономическое удушение и осаду Приднестровья. При этом, как отмечалось выше, наиболее активное содействие в этом процессе оказывает Украина, рассматривающая Приднестровье в качестве одного из источников «российской военной угрозы». Свою лепту в общий комплекс мер экономического воздействия на Приднестровье внёс и Европейский союз, предоставивший Кишинёву в рамках УВЗСТ дополнительный набор инструментов.
Прогнозы относительно дальнейшего развития ситуации, к сожалению, весьма мрачны. Так, согласно анализу, подготовленному Министерством экономического развития ПМР, при условии сохранения существующего режима усиленной блокады реальный объем ВВП Приднестровья снизится в 2016 году почти на 4%, объемы промышленного производства упадут на 12,4%, розничный товарооборот на 13%, а внешнеторговый оборот на 14%.
Совершенно очевидно, что в складывающейся ситуации Приднестровье будет вынуждено приступить к выработке и применению ответных мер, среди которых введение 100%-ной заградительной пошлины на товары, импортируемые из Республики Молдова с внедрением процедуры их сертификации, а также национализация молдавского бизнеса и капиталов, закрытие учреждений Республики Молдова, расположенных в Приднестровье, уголовное преследование молдавских должностных лиц за антиконституционную деятельность на территории Приднестровья, введение особого (визового) миграционного режима для г раждан Молдовы, пересмотр некоторых контрактных обязательств, а также ограничение транзита через территорию Приднестровья.
Общее ухудшение социально-экономической ситуации вынудит руководство Приднестровья ввести в самое ближайшее время режим чрезвычайного (особого) экономического положения в республике, в результате чего какие-либо контакты с Республикой Молдова будут полностью прекращены, а вопрос о целесообразности дальнейшего ведения переговоров с Республикой Молдова может быть вынесен на всенародный референдум.
Заместитель Председателя Правительства по вопросам международного сотрудничества, Министр иностранных дел
Н.В. Штански.
Заявление пресс-службы МИД ПМР
В связи с появлением в ряде средств массовой информации Республики Молдова новостных сообщений, в рамках которых утверждается о якобы имеющих место угрозах со стороны Приднестровья ввести визовый режим для жителей Молдовы, ограничить транзит товаров, ввести стопроцентную пошлину на продукцию РМ и пр., пресс-служба МИД ПМР сообщает о следующем.
Подтверждаем достоверность информации о факте направления письма, адресованного Постоянному координатору ООН в Молдове Д. Герчевой, и информируем о том, что письма идентичного содержания были также направлены в адрес руководителей большинства дипломатических представительств и миссий международных организаций, аккредитованных в Кишиневе.
Практика направления такого рода писем является традиционным способом информирования международного сообщества в лице послов о текущей ситуации, в том числе по актуальным аспектам диалога между Приднестровьем и Молдовой и позициям приднестровской стороны по тем или иным внешнеполитическим вопросам.
Обращаем внимание на тот факт, что дипломатическая переписка в соответствии с устоявшимися международными обычаями не подлежит опубликованию. Целенаправленный «слив» дипломатической переписки и передергивание фактов рядом СМИ Молдовы может свидетельствовать о том, что методы информационного противостояния по-прежнему входят в инструментарий официальных властей РМ
Вместе с тем интерпретация содержания письма, предпринятая рядом молдавских СМИ, свидетельствует о намеренном искажении позиции приднестровской стороны. Целью, по всей видимости, является нагнетание истерии вокруг диалога сторон, попытка переложить ответственность за ухудшение обстановки в переговорном процессе на Приднестровье.
Следует напомнить, что о возможном введении в республике особого экономического положения приднестровская сторона, которую односторонним давлением фактически подталкивают на принятие защитных и ответных мер, неоднократно заявляла, а о возможном прекращении всех контактов с РМ предупреждала в том числе на встрече руководителей сторон, увязывая такой подход с продолжающимися односторонними мерами РМ. Все ответные шаги приднестровской стороны, к проработке которых Приднестровье может приступить, перечислены в упомянутом документе.
Подчеркиваем, что в своем письме приднестровская сторона прямо указывает на то, что возможность выработки подобных мер сопряжена исключительно с неконструктивным характером подходов молдавской стороны и является закономерной реакцией на умышленные действия, направленные на блокирование стабильной работы предприятий и экономики ПМР в условиях существующей региональной экономической нестабильности. В частности, односторонние действия некоторых органов государственной власти РМ выражаются в создании препятствий для приднестровского импорта и экспорта, включая отказ в выдаче фитосанитарных сертификатов и лицензий на производство, и влекут за собой падение доходов бюджета и расширение бедности населения.
Отметим, что приднестровская сторона находится в постоянном контакте с представителями участников формата «5+2», проводя консультации, нацеленные на воспрепятствование односторонним действиям РМ.
Подчеркиваем, что провоцируемый молдавскими СМИ ажиотаж противоречит намерению большинства участников «Постоянного совещания…» к разрядке напряженности через конструктивное решение актуальных проблем социально-экономического взаимодействия. Такие интерпретации, очевидно, не способствуют достижению компромиссов за столом переговоров, провоцируют формирование негативного восприятия общественностью продолжающегося переговорного процесса.
Выражаем надежду на то, что всеми участникам переговоров в ближайшее время будут предприняты шаги по снижению напряженности.
Приложение
Письмо несчастья: кому, чем и зачем угрожает глава МИД Приднестровья
Глава МИД Приднестровья Нина Штански пригрозила ввести визовый режим для жителей правобережной Молдовы, установить 100-процентную пошлину на молдавские товары, ввести чрезвычайное особое экономическое положение и даже полностью выйти из переговоров с Кишиневом. В молдавском правительстве демарш связывают со сложным экономическим положением Приднестровья и называют «поиском виновных на стороне». Мнения экспертов разошлись: одни считают угрозы Тирасполя реальными и уверены, что приднестровские власти все согласовали с Москвой, а другие призывают не драматизировать ситуацию и использовать нынешний кризис в отношениях для поиска новых подходов к урегулированию конфликта.
Чрезвычайное изложение
В СМИ появилось шестистраничное письмо, направленное 12 июня главой приднестровского МИДа Ниной Штански постоянному координатору ООН в Молдове, постпреду Программы по развитию ООН Дафине Герчевой. В нем говорится, что давление, совместно оказываемое Молдовой и Украиной на Приднестровье, «привело к острому экономическому и социально-гуманитарному кризису».
«Ситуация характеризуется достаточно очевидными элементами, аналогичными тем, которые имели место в 1992 году»,— говорится в документе. Такими элементами в Тирасполе считают разрушение «социальной и производственной инфраструктуры», что приводит к миграции населения. В МИДе добавляют, что на протяжении 25 лет «Приднестровье на перманентной основе сталкивается с действиями молдавской стороны, нацеленными на использование имеющихся у РМ политических, дипломатических, экономических, информационных инструментов давления на Приднестровье».
В 2004-2006 годах, пишет Штански, Молдова уничтожила международные грузовые автомобильные перевозки в Приднестровье, перестав выдавать разрешительные документы для приднестровских перевозчиков, в результате чего ущерб транспортных компаний достиг $135 млн. Похожая ситуация и с грузовыми железнодорожными перевозками, которые шесть лет не осуществлялись через территорию непризнанной республики и возобновились лишь в 2012 году после подписания протокольного решения «О принципах возобновления полноценного грузового железнодорожного сообщения через территорию Приднестровья».
Нацбанк Молдовы Нина Штански обвиняет в том, что регулятор обращается к международным банкам со «сфальсифицированными обвинениями» в «финансировании терроризма» и «отмывания доходов, полученных преступным путем». В результате, пишет приднестровский чиновник, банковская система Приднестровья практически изолирована от внешнего мира. Штански также упоминает о «блокадном режиме» Молдовы и Украины, введенном в 2006 году. С тех пор, отмечает министр, «все предприятия-экспортеры Приднестровья вынуждены получать регистрацию в Молдове, а также проходить двойное таможенное оформление», в результате чего совокупные потери Приднестровья «приблизились к цифре $500 млн».
В письме указывается, что Приднестровье смогло «нарастить производство, а также обеспечить стабильность приднестровского рубля», в том числе благодаря гуманитарной помощи России и бесплатному газу (непризнанная республика не платит «Газпрому» за потребляемый газ.— NM)». «Однако в 2014 году общая социально-экономическая ситуация вокруг Приднестровья начала стремительно ухудшаться»,— констатирует Штански, связывая это с давлением Украины на приднестровских экономических агентов, возивших продукцию транзитом через украинскую территорию. Молдова же, по мнению главы МИДа, «развернула беспрецедентную кампанию по преследованию должностных лиц Приднестровья». Другим инструментом давления приднестровский МИД называет ситуацию с лицензированием приднестровских предприятий.
Отдельное внимание в письме уделено запрету на провоз через приднестровский участок молдавско-украинской границы подакцизных товаров, включая алкоголь, сигареты и нефтепродукты. Тирасполь называет это «новым дискриминационным режимом импорта в Приднестровье», который, уверены в Приднестровье, организовали Кишинев и Киев.
«Острейшим аспектом нового ущербного режима является то, что получателем груза в Приднестровье, который следует транзитом через территорию Украины, может быть исключительно молдавское юридическое лицо, зарегистрированное соответствующим образом в Республике Молдова»,— пишет Нина Штански. По ее словам, бизнес к этим изменениям адаптировался, но новый режим не применим к госучреждениям, в связи с чем поставлено под угрозу обеспечение бесперебойным питанием детских садов, школ, медицинских и пенитенциарных учреждений.
В письме подчеркивается, что в нынешнем году усилилась блокада приднестровской экономики с целью «удушения и вытеснения из Приднестровья крупного бизнеса, принуждения предпринимателей к выводу своих активов и капиталов за рубеж, а также закрытию бизнеса, что грозит лишить республику средств к существованию». Нина Штански добавляет, что за первые пять месяцев текущего года поступления в бюджет сократились на 45%, при этом импорт по состоянию на 9 июня сократился на $173 млн (на 24,3%), а экспорт — на $74 млн (23,4%). Штански также приводит расчеты приднестровского минэкономразвития, согласно которым «при сохранении существующего режима усиленной блокады реальный объем ВВП Приднестровья снизится в 2016 году на 4%, объемы промпроизводства упадут на 12,4%, розничный товарооборот — на 13%, а внешнеторговый — на 14%».
«В складывающейся ситуации Приднестровье будет вынуждено приступить к выработке и применению ответных мер, среди которых введение 100-процентной заградительной пошлины на товары, импортируемые из РМ, с внедрением процедуры их сертификации, а также национализация молдавского бизнеса и капиталов, закрытие учреждений РМ в Приднестровье, уголовное преследование молдавских должностных лиц за антиконституционную деятельность на территории Приднестровья, введение особого (визового) миграционного режима для граждан РМ, пересмотр некоторых контрактных обязательств, а также ограничение транзита через территорию Приднестровья»,— говорится в письме.
Завершается письмо угрозой ввода в Приднестровье чрезвычайного экономического положения «в самое ближайшее время» и прекращения «каких-либо» контактов с Молдовой. Вопрос целесообразности ведения переговоров с Кишиневом Штански пригрозила вынести на референдум.
Извлечение упреков
Приднестровский МИД подтвердил подлинность попавшего в СМИ письма, назвав его публикацию «целенаправленным сливом дипломатической переписки», что «может свидетельствовать о том, что методы информационного противостояния по-прежнему входят в инструментарий официальных властей РМ». «О возможном введении в республике особого экономического положения приднестровская сторона неоднократно заявляла, а о возможном прекращении всех контактов с РМ предупреждала, в том числе на встрече руководителей сторон»,— говорится в заявлении МИДа.
Возможность выработки ответных мер, говорят в приднестровском МИДе, сопряжена исключительно с неконструктивным характером подходов молдавской стороны и является закономерной реакцией на умышленные действия, направленные на блокирование стабильной работы предприятий и экономики ПМР в условиях существующей региональной экономической нестабильности».
В МИДе добавили, что аналогичные письма были отправлены в «адрес руководителей большинства дипломатических представительств и миссий международных организаций, аккредитованных в Кишиневе». «Практика направления такого рода писем является традиционным способом информирования международного сообщества в лице послов о текущей ситуации, в том числе по актуальным аспектам диалога между Приднестровьем и Молдовой и позициям приднестровской стороны по тем или иным внешнеполитическим вопросам»,— пояснили в приднестровском ведомстве.
В Бюро по реинтеграции Молдовы на заявление Тирасполя ответили ближе к вечеру 25 июня. «Появившееся в прессе и комментируемое в социальных сетях обращение (письмо Наны Штански.— NM) являет собой феномен, находящийся вне рамок переговорных платформ и представляющий неформальную переписку с некоторыми внешними партнерами. Она не адресована молдавским властям, в связи с чем они не посчитали необходимым ее комментировать»,— говорится в комментарии бюро.
«Вместе с тем мы понимаем, что эмоциональная тональность обращения вызвана все больше и больше обостряемыми экономическими и социальными трудностями, с которыми сталкивается приднестровский регион. Нам известны данные проблемы, и мы ими озабочены ввиду того, что мы заинтересованы в стабилизации ситуации и в обеспечении достойных условий жизни населения на левом берегу Днестра. Мы желаем скорейшего преодоления трудностей, однако для этого необходимо устранить подлинные причины, главная из которых состоит в стагнации процесса решения приднестровского конфликта»,— отмечается в заявлении.
При этом, отмечают его авторы, попытки поиска виновных на стороне, использование угроз применения радикальных мер, стремление к самоизоляции непременно создадут еще более серьезные проблемы для населения, предприятий и местных сообществ приднестровского региона. «Единственным подлинно эффективным путем выхода из кризиса может стать только ответственный и конструктивный диалог, а также продолжение переговоров в формате "5+2", открывающие молдавским властям и международным партнерам многие возможности содействия преодолению экономических и другого плана трудностей в приднестровском регионе»,— говорится в комментарии.
Также в Бюро по реинтеграции указали на то, что в прошедшие дни представители Кишинева «вели активные официальные консультации с большинством партнеров по переговорам в приднестровском урегулировании, некоторые из которых состоялись на высшем уровне и были посвящены вопросу о необходимости оказания поддержки в преодолении экономического кризиса в регионе». «Наши партнеры считают необходимым отказаться от паникерских интерпретаций и снизить накал атмосферы в целом. Руководство Республики Молдова в рамках существующих форматов продолжит внесение предложений и решений, которые помогут населению, предприятиям и местным сообществам в приднестровском регионе»,— заключают авторы заявления.
Собеседник NM в молдавских властных структурах, настоявший на анонимности, сказал NM, что факты, изложенные в письме, не соответствуют действительности. «У Приднестровья большая часть экспорта идет через Молдову. Если бы действительно была блокада, то им [приднестровцам] пришлось бы очень плохо. Сейчас ни нам, ни россиянам дестабилизация не нужна. Приднестровцам же это как раз на руку — обвинять Кишинев и Киев в тяжелом экономическом положении»,— говорит собеседник NM.
В миссии ОБСЕ в Молдове от детальных комментариев отказались, сославшись на то, что не могут «комментировать подлинность письма, а следовательно, подлинность его содержания». «Дальнейший диалог и контакты необходимы для нахождения возможности продвижения вперед, и мы призываем стороны вернуться к плодотворной совместной работе, как это было этой весной»,— ответили в пресс-службе организации на просьбу NM прокомментировать письмо Штански.
Дафина Герчева подтвердила NM, что письмо подлинное, но комментировать его содержание также отказалась, пояснив, что у представляемой ею организации нет «политической роли». «Я подтверждаю наши намерения продолжать сотрудничество со всеми, кто работает в области сокращения бедности и неравенства, продвижения защиты прав человека и способствует развитию на другом берегу [Днестра], потому что мы прежде всего работаем на благо людей, всех людей»,— отметила Герчева.
Оценки поведения
Директор Института исследований в сфере политики, дипломатии и безопасности, бывший замглавы МИДЕИ Валерий Осталеп уверен, что письмо Штански было согласовано с Москвой. «Это первая реакция России и Приднестровья на то, что позволяют себе делать молдавские власти. Вокруг Приднестровья сжимается кольцо политического и экономического характера»,— говорит Осталеп. По его словам, сейчас молдавско-российские отношения «полностью заморожены», а Молдова при этом «братается с Украиной». «Введение этих мер реально — такими вещами не шутят»,— полагает эксперт.
Приднестровский политолог Андрей Сафонов назвал перечисленные в письме контрмеры «излишне радикальными». «Они не могут решить проблем [Приднестровья] в ходе двусторонних переговоров. Вопрос виз считаю крайне непродуманным шагом, который может поставить Приднестровье под удар»,— говорит Сафонов. По мнению эксперта, еще одним важным моментом является упоминание о возможности введения чрезвычайного экономического положения в Приднестровье. «Не думаю, что к этому имеют отношение внешние факторы. По-моему, в этом случае письмо используется просто как предлог для его введения»,— отметил он.
Экс-депутат парламента Василий Шова, занимавший в 2002-2009 годах в правительстве Молдовы пост министра по реинтеграции, говорит, что не помнит в прошлом подобных демаршей со стороны Тирасполя, но, обращая внимание на контекст появления письма Штански, призывает особо не драматизировать ситуацию.
В Тирасполе, по его словам, понимают, что в экономической части возможности Приднестровья сужаются и в скором времени настанет час, когда надо будет принимать решение — или идти на уступки по соглашению о свободной торговле с ЕС, или искать вариант, который каким-то образом оставил бы ухудшающуюся ситуацию на втором плане. Таким вариантом, полагает Василий Шова, могут быть элементы жесткого противостояния.
«Мне кажется, задача в том, чтобы взбудоражить всех этим письмом и дать понять, что либо что-то решается, либо ситуация может выйти из-под контроля. Письмо ведь направили всем дипмиссиям и представителям международных организаций. Это говорит о том, что это такой крик из глубины — давайте уже развязывать узлы»,— отмечает Шова.
Кишинев и Тирасполь и ранее в ходе переговоров, напоминает Василий Шова, старались не давать повода думать, что их позиции слабые: «Когда позиции были слабыми, стороны искали вариант выхода из ситуации через конфронтацию — медийную или еще какую-то, но не доводя дело до реальной. Чтобы дать понять — все равно, мол, не сломаете. Иногда это срабатывало. Не исключено, что сейчас такая ситуация: Тирасполь старается переложить поиск выхода из тупика на других участников переговорного процесса. К этому надо отнестись спокойно, но иметь в виду, что какие-то шаги с точки зрения диалога и поиска компромисса надо делать».
В то же время, подчеркивает Шова, главная проблема состоит в том, что сегодня фактически не работает ни один механизм переговорного процесса. «Формат "5+2" встал, рабочие группы, которые вроде бы работали над укреплением мер доверия, последние пять лет ничем, кроме демонтажа канатной дороги между Рыбницей и Резиной, похвастать не могут, политические переговоры по статусным вопросам и вопросам безопасности не ведутся много лет»,— сказал Шова NM.
При всем при этом, по его словам, нынешний кризис является подходящим моментом для того, чтобы стороны начали совместно выстраивать нечто серьезное и прочное. «Решение отдельных проблем работать не будет. Нужен системный подход. Думаю, сейчас хороший повод серьезно все взвесить»,— резюмировал эксперт.
Николай Пахольницкий, Владимир Соловьев.
Политика «малых шагов» полностью обанкротилась. Руководство МИД ПМР ещё раз расписалось в некомпетентности
I. Письмо, как «взрывное» устройство
25 июня 2015 года молдовский новостной портал Deschide.md. обнародовал документ, который был обозначен, как письмо политического представителя ПМР в переговорном процессе в формате «5+2» Нины Штански Постоянному координатору ООН в Молдове Дафине Герчевой. Мгновенно письмо оказалось в центре внимания СМИ, однако появились и сомнения, как в том, что письмо подлинное в целом, так и в том, что, если оно всё-таки подлинное, содержание его передано в точности.
В частности, материал «Власти Приднестровья угрожают ввести визовый режим для жителей правобережной Молдовы и разорвать все контакты» опубликовал «newsmaker.md»(http://newsmaker.md/rus/novosti/vlasti-pridnestrovya-ugrozhayut-vvesti-vizovyy-rezhim-dlya-zhiteley-pravoberezhnoy-14533). Ввиду экстраординарности информационного повода, началось обсуждение наиболее острых мест предполагаемого письма Нины Штански, которая перечисляет потери ПМР из-за давления на Республику. В частности, она пишет:
«В складывающейся ситуации Приднестровье будет вынуждено приступить к выработке и применению ответных мер, среди которых введение 100-процентной заградительной пошлины на товары, импортируемые из РМ, с внедрением процедуры их сертификации, а также национализация молдавского бизнеса и капиталов, закрытие учреждений РМ в Приднестровье, уголовное преследование молдавских должностных лиц за антиконституционную деятельность на территории Приднестровья, введение особого (визового) миграционного режима для граждан РМ, пересмотр некоторых контрактных обязательств, а также ограничение транзита через территорию Приднестровья».
И добавляет, что обстановка «вынудит руководство Приднестровья ввести в самое ближайшее время режим чрезвычайного (особого) экономического положения в республике, в результате чего какие-либо контакты с РМ будут полностью прекращены, а вопрос о целесообразности дальнейшего ведения переговоров с РМ может быть вынесен на всенародный референдум».
II. А вопросы остаются…
Надо сказать, что пресс-служба МИД ПМР оперативно отреагировала на случившееся. Уже 25 июня вышло её заявление, где чётко говорилось: «Подтверждаем достоверность информации о факте направления письма, адресованного Постоянному координатору ООН в Молдове Д. Герчевой, и информируем о том, что письма идентичного содержания были также направлены в адрес руководителей большинства дипломатических представительств и миссий международных организаций, аккредитованных в Кишиневе».
(http://mfa-pmr.org/ru/ffq)
Вместе с тем, пресс-служба подчеркнула: «Интерпретация содержания письма, предпринятая рядом молдавских СМИ, свидетельствует о намеренном искажении позиции приднестровской стороны. Целью, по всей видимости, является нагнетание истерии вокруг диалога сторон, попытка переложить ответственность за ухудшение обстановки в переговорном процессе на Приднестровье».
Далее там же говорилось: «О возможном введении в республике особого экономического положения приднестровская сторона, которую односторонним давлением фактически подталкивают на принятие защитных и ответных мер, неоднократно заявляла, а о возможном прекращении всех контактов с РМ предупреждала в том числе на встрече руководителей сторон, увязывая такой подход с продолжающимися односторонними мерами РМ. Все ответные шаги приднестровской стороны, к проработке которых Приднестровье может приступить, перечислены в упомянутом документе.
Подчеркиваем, что в своем письме приднестровская сторона прямо указывает на то, что возможность выработки подобных мер сопряжена исключительно с неконструктивным характером подходов молдавской стороны и является закономерной реакцией на умышленные действия, направленные на блокирование стабильной работы предприятий и экономики ПМР в условиях существующей региональной экономической нестабильности».
Вкратце в тот же день заявление пресс-службы МИД ПМР отразило государственное ТВ Приднестровья (https://tv.pgtrk.ru/news/20150625/33346).
Однако, вопросы остались.
III. Две странности
Как можно понять из приднестровской официальной реакции на публикацию, письмо главы МИД ПМР – не фальшивка. По крайней мере, в своей основе.
Первая странность – это то, что министр иностранных дел ПМР, написавшая и отправившая это изначально «взрывоопасное» письмо, датированное 12 июня, спокойно убывает из страны. По некоторым данным, в отпуск. Неужели она не предвидела, что может из этого произойти? И вообще, какой может быть отпуск, когда над Республикой сгустились тучи, и необходимо работать по 25 часов с утки? Впрочем, что тут скажешь, если сам президент ПМР с 16 июня уезжал из республики и лишь 26-го, как сообщили СМИ, появился на месте и провёл рабочие встречи… Официальные и неофициальные масс-медиа сообщают: на границах ПМР копятся иностранные войска. А глава государства уезжает осматривать, как нас уверяют, металлургическое оборудование в спокойную и сытую Германию! Если бы он был не Президент страны, где пенсионеров и бюджетников лишили 30% пенсий и зарплат, а гендиректор ММЗ, тогда понятно. Но гендиректором числится совсем другой человек… И министр иностранных дел тоже, несмотря на самую тревожную с 1992 года обстановку, убывает из Приднестровья. И неясно, прибыла ли она уже в родное Отечество… Получается, наши руководители либо не верят в угрозы, нависшие над ПМР, либо не считают важным обращать на них внимание.
Вторая странность – это то, что, несмотря на скандал вокруг письма, Нина Штански не сочла необходимым прервать свои вояжи и вернуться в ПМР, или хотя бы лично из прекрасного далека отреагировать на утечку и обсуждение собственного письма. Где гневное Заявление лично министра о недопустимости такого «слива»? Где жёсткая реакция на это в той или иной форме? Вместо неё реагируют даже не её заместители, а всего лишь пресс-служба руководимого ею ведомства. Где чувство ответственности и элементарного дипломатического чутья чиновника, являющегося не только министром и политическим представителем от ПМР на переговорах, но и первым вице-премьером?
IY. О визах и не только
Что в этой истории не вполне ясно? Это то, есть ли в письме фраза насчёт визового режима с Молдовой или нет. Тем не менее, можно сказать следующее.
Во-первых, изначально визовый режим ПМР-РМ, если даже мы его решили бы ввести – это бессмыслица. Он только спровоцировал бы жёсткое давление на ПМР извне, но ничего не дал бы Приднестровью. Есть граждане Молдовы, которые имеют жильё и работают в Приднестровье. Есть анклавы вроде Варницы внутри Бендер. Есть Бендерской микрорайон «Северный», который вообще окружён молдовскими «владениями», и который, в случае чего, первым попадёт под ответные меры РМ. Есть Коржево, которое ПМР считает своим, а РМ – своим населённым пунктом. Бессмыслица, в общем.
Во-вторых, 100%-ю пошлину на товары, ввозимые из РМ, не надо было снимать в одностороннем порядке в 2012 году в рамках политики «малых шагов», которая проводилась тандемом Евгения Шевчука и Нины Штански и которая полностью обанкротилась. Надо было не метаться из стороны в сторону, а ещё тогда оговорить с Кишинёвом: мы делаем то-то и то-то, а вы в ответ… Ну, и так далее. Как это принято у СЕРЬЁЗНЫХ дипломатов.
В-третьих, национализация молдавского бизнеса, если он и есть в ПМР (думаю, есть), спровоцирует аналогичные меры в РМ в отношении приднестровского предпринимательства. Если ставится задача оставить без лицензий приднестровский бизнес, работающий на внешний рынок, тогда предложения Н.Штански логичны.
В-четвёртых, разговоры о чрезвычайном положении в сфере экономики, разваленной нынешним руководством ПМР, идут давно. Вспомним ещё предложения назначать «внешних управляющих» на предприятиях разной форм собственности. К отношениям с Молдовой это не имеет отношения. Это больше похоже на желание устроить передел собственности или, как минимум, её всю контролировать. Поэтому ЧП тут явно инородное тело. Иное дело, если кто-то хочет под шум внешнеполитических осложнений легитимизировать экономическое ЧП и осуществить этот самый передел собственности.
В-пятых, репризы насчёт преследования молдовских чиновников и т.п. – это больше декларации. Для этого необходимо быть готовыми сидеть на Родине, никуда самим не летая из Кишинёва. А готовы ли к этому наши высокопоставленные посетители Дюссельдорфов и Объединённых Арабских Эмиратов? Как тогда новые новинки в сфере металлургии осмотришь?…
Это лишь то, что приходит на ум в первые же секунды размышлений. Можно продолжить данный перечень, но пока хватит и этого.
Y. Внешней политикой ПМР должны заниматься профессионалы
В целом, к великому сожалению, данное письмо производит впечатление дилетантизма и растерянности вкупе с какими-то нервными метаниями. Для реального реагирования на давление Кишинёва на ПМР можно было бы, не вовлекая простых и ни в чём не повинных людей в вихрь возможных событий при реализации перечисленных в письме мер, сделать вот что.
Первое. Отказаться от подписи Нины Штански под согласием о включении «Третьей Корзины» (политические, военные, статусные вопросы) в повестку дня переговоров в формате «5+2». Вот где была односторонняя сдача приднестровских позиций, осуществлённая ещё в июле 2012 года! Но Н.Штански почему-то этого не делает по сей день.
Второе. Приостановить на неопределённый срок само участие ПМР в переговорах данного формата. Это – политически чётко, но не нарушает обычной жизни Приднестровья.
О «всенародном референдуме» по поводу отношений с Молдовой – это несерьёзно. По-детски как-то звучит. Не следует перекладывать на народ ответственность за то, что само руководство ПМР может решать в рабочем порядке. Приднестровцы и так провели серию референдумов по своему статусу (в том числе 1 декабря 1991 и 16 сентября 2006 годов). Не следует заниматься профанацией идеи народного волеизъявления.
В целом же, сам факт «слива» диппереписки производит тягостное впечатление, потому что при нашей старой власти таких фактов не было. Это показывает то, что с нынешним руководством нашей страны считаются куда меньше, чем это было в прежние времена. И это тоже вызывает глубокое сожаление.
Но вернёмся к самому письму. Если оно ставило своей задачей надавить на Молдову, чтобы поторговаться на дальнейших переговорах, то оно своей цели не достигает, потому что предполагает противостояние в невыгодных для Приднестровья условиях и делает Республику уязвимее. А вот если кто-то (есть и такая версия) ставит задачу обострить обстановку и укрепить на этом свою власть, тогда всё становится логичнее…
Но не будем гадать. Совершенно ясно, что Нину Штански, которая никогда не работала в сфере дипломатии, необходимо немедленно отправить в отставку и назначить на пост главы МИДа компетентного дипломата.
Внешней политикой должны заниматься профессионалы!
А. Сафонов.