См. Зачем народу ПМР содержать ТАКУЮ прокуратуру?
Прокуратура ПМР своим бездействием участвует в незаконном лишении бюджетников – трети зарплат, а пенсионеров – трети пенсии.
См. Прокурор ПМР: изъятие правительством части зарплат и пенсий не законно (редакция 27.03.2015 г.)
См. Очередное очковтирательство от группировки Шевчука (редакция 03.04.2015 г.)
Начнем с этого, совершенно неопровержимого утверждения, вынесенного в заголовок второй части статьи.
Да, прокуратура ПМР ОБЯЗАНА была остановить бандитские действия правительства ПМР по изъятию трети дохода у значительного количества граждан ПМР. Но не сделала этого.
То, что прокуратура ПМР с самого начала видела незаконность принятого правительством ПМР решения, подтверждают некоторые телодвижения прокурора ПИР А. Дели в самом начале этой бандитской акции.
Напомним, как только стало известно о решении правительства залезть в карман бюджетникам и пенсионерам, взволнованные депутаты Верховного Совета ПМР вызвали прокурора ПМР "на ковер" и попросили доложить, что себе думает предпринимать прокуратура с целью наведения порядка и законности. Но поспешили депутаты со своим вызовом, что позволило крючкотвору Дели ужом выскользнуть из тупиковой ситуации. Буквально он заявил, что, конечно, это беззаконие и непорядок – не выплачивать вовремя зарплату бюджетникам. Но чего, мол, вы, депутаты так разволновались, срок ведь выплаты зарплат за февраль еще не истек. Он истечет только 1 апреля, а по пенсиям за март – 5 апреля, но за окном-то у нас еще 26 марта. А вот наступит срок – ужо я им покажу кузькину мать!
"А-а!" – сказали наши тряпичные депутаты и опустили прокурора с миром на все четыре стороны.
Прокурор А. Дели, действительно, не пропустил срок 1 апреля и посетил незаконно созданный орган распределения бюджетных средств, так называемую Госкомиссию из никому не ведомых общественников под руководством полуэкономиста-полупремьера М. Парнас. На заседании Госкомиссии прокурор пожурил за созданный долг по зарплате и требовал в составе очередных выплат зарплаты сначала средства направлять на погашение созданного в прошлом периоде долга. То есть сначала гасим долг, а потом платим зарплату в размере имеющихся для этого средств.
Да-да, сказали ему общественники из Госкомиссии. Именно так мы сделаем и будем стараться делать и впредь. Сначала гасим образовавшийся долг, а потом – гоним зарплату. Но в общем, в сумме это будет составлять, по крайней мере, в текущем апреле все те же 70 процентов от размера полагающейся к выплате зарплаты.
Вот и отлично, сказал прокурор ПМР А. Дели и ушел с чувством честно исполненного долга.
Больше ни прокурор ПМР, ни никто из его заместителей, ни начальник Главка по надзору за исполнением законов, никто вообще из прокуратуры ПМР в истории с ограблением бюджетников и пенсионеров не был замечен.
А события развивались меж тем так, как они у нас и должны были развиваться и развиваются при Шевчуке.
Никто, разумеется на пугачки А. Дели не обратил ни малейшего внимания. Никто в правительстве ПМР и не собирался гасить первым делом задолженность по зарплате и пенсиям и не гасил ее.
Это подтверждается высказыванием министра финансов ПМР Е. Гиржул на совещании у президента Шевчука 10 июня 2015 г. Вот ее слова. "Как сообщила министр финансов Елена Гиржул, за пять месяцев 2015 года во все бюджеты, в том числе и в Единый государственный фонд социального страхования, поступило на 300 млн. рублей меньше налогов, чем за аналогичный период прошлого года. «Сумма недопоступивших налоговых платежей практически равна сумме сформировавшейся задолженности работникам бюджетной сферы и пенсионерам в результате установления финансирования заработной платы и пенсии в размере 70% от начисленного…", – проинформировала Елена Гиржул" (Источник).
Ребенку понятно, что если правительство заявляет о накопившемся долге по зарплатам и пенсиям в размере 300 млн. рублей, то это означает не что иное, как то, что долги по зарплатам и пенсиям не погашались. Их никто и не собирался гасить. И все об этом знали – и Правительство, и прокурор ПМР и Гарант конституции. Так они оказались все повязанными участием в этом бандитском ограблении народа Приднестровья.
Спрашивается, зачем народу ПМР содержать ТАКУЮ прокуратуру?
Обратим внимание на одну деталь, которая именно сегодня, после признания Е. Гиржул ставит вопрос по ограблению бюджетников и пенсионеров в новую безотлагательную для принятия экстренных правозащитных мер плоскость.
Дело в том, что сегодня, в июне 2015 г. у прокуратуры ПМР уже напрочь отсутствуют какие-либо основания не реагировать на правонарушения правительства в части невыплат полных зарплат и пенсий. Все эти отговорки, что-де еще не наступил законный срок платежа или что вот долги по зарплате своевременно гасятся при следующих выплатах и тем самым закон не нарушен. Ведь если бы даже правительство в первоочередном порядке гасило долги по зарплате и пенсиям (а оно этого не делает, как признала Е. Гиржул, и задолжало народу уже 300 млн. руб.), то весь размер майской выплаты должен был уйти на погашение прошлых долгов, и за май люди не получили ни рубля из майской зарплаты или пенсии.
Ситуация с ограблением бюджетников и пенсионеров к лету вошла в качественно новую фазу. На языке права это звучит так: за отработанное в мае время бюджетники не получили и не получат ни рубля зарплаты, а из майской пенсии пенсионеры не получили ни рубля.
Действительно, если бы правительство в первоочередном порядке гасило долги по зарплатам, то в феврале оно создало бы долг в 30% от зарплат (с выплатой не позже 1 апреля). Для простоты понимания расчета будем считать условную зарплату – 100 руб. Исходя из этого, правительство не доплатило к 1 апреля за февраль 30 рублей на каждой условной зарплате. В мартовской выплате (не позже 1 мая) 70-ти рублей за минусом погашенного долга за февраль в 30 рублей, оставалось мартовской зарплаты только 40 рублей. А значит долг на конец платежа за март (а это не позже 1 мая) правительства народу составил бы уже не 30 руб., а 60 руб. с каждой условной зарплаты. Соответственно в апрельской зарплате (срок ее выплаты истекает 1 июня) из выплаченных 70 рублей, правительство должно было бы оформить 60 руб. в качестве погашения долга за март, а из апрельских сумм люди получали бы на руки только 10 рублей. Значит долг правительства за апрель (по состоянию на 1 июня) составил уже 90 рублей. Что означает одно: в мае (со сроком выплаты не позже 1 июля) выплаченной суммы в 70 руб. не хватило бы правительству даже на погашение апрельского долга, который составляет, напомним, 90 рублей. Таким образом за май люди не получили и не получат к 1 июля ни копейки. Соответственно, в июне и далее ситуация с не выплатами заплат с правовой точки зрения становится все более и более нетерпимой, требующей безотлагательного вмешательства прокуратуры и других правозащитных структур, например, Уполномоченного по правам человека в ПМР, а также законодателей. И прокуратура тут должна и обязана была бы играть первую скрипку.
Но ничего похожего не происходит.
Аналогичная ситуация с недоплатой 30% пенсий, только предельные сроки выплаты несколько отличаются от сроков по зарплатам. Так, например, нарушения сроков выплат пенсий начинается не с первого числа месяца, а с пятого числа. Надо учитывать также и сдвиг в один месяц по пенсиям. То есть предельный срок выплат зарплаты, например, за март наступает 1 мая, а предельный срок выплаты пенсии за март наступает 5 апреля. Все это несколько усложняет вышеприведенный расчет нарастания задолженности правительства, если проводить его по пенсиям, но не меняет сути происходящего бандитского ограбления народа Приднестровья по зарплатам и пенсиям.
Правительство ПМР продолжает утверждать, что оно ежемесячно выплачивает 70 процентов от начисленных зарплат и пенсий. Хотя, как мы показали на вышеприведенном примере, 70 процентов было только по зарплате за февраль, за март выплачено уже только 40 процентов, за апрель – только 10 процентов, а за май – ноль, не может быть выплачено ни рубля зарплаты, т.к. все уйдет в погашение долга Правительства ПМР. И это при самой лучшей раскладке для правительства с точки зрения соблюдения правительством действующего законодательства по труду и пенсиям, то есть если правительство, как им было обещано, в первоочередном порядке гасит долги по зарплате и пенсиям.
Правительство ПМР не просто обманывает народ Приднестровья, оно обманывает народ нагло и безнаказанно.
А прокуратура бездействует.
Если же погашения долга не происходит (а министр финансов Е. Гиржул утверждает, что – не происходит), то прокуратура ПМР должна была бы еще в марте предпринять решительные законные действия по прекращению бандитского ограбления правительством ПМР народа Приднестровья.
Ничего подобного даже близко не наблюдается. Более того, синекура требует не втягивать прокуратуру, как сказал прокурор А. Дели, в разборки властей. «Вовлекать прокуратуру в возникшие между ветвями власти противоречия в условиях социально-экономической нестабильности — значит ещё больше нагнетать обстановку».
Бедняга прокурор измучился, не зная, на чью сторону в этой разборке властей стать. Извелся весь, боясь не прогадать, кто в той или иной ситуации возьмет верх – президент или Верховный Совет. А между тем, решение тут очень простое – стать на сторону закона. При всей важности прокурорской деятельности, она по сути очень проста, т.к. любой шаг тут предопределен законом. И не надо мучиться с выбором. Следи, чтобы не нарушали закон. Нарушившего призови к порядку, какой бы важности он не был – президент, правительство, Верховный Совет, министр, депутат или твой собственный заместитель. Это ж можно только позавидовать такой четкости и однозначности! Конечно, если честно исполнять свои обязанности, а не заниматься политесами.
Правительство, "заботясь о благе" бюджетников и пенсионеров, залезло к ним в карман и изымает оттуда ежемесячно треть доходов. Так у нас еще один народный благодетель нашелся, озабоченный не законностью, а обстановкой – прокурор А. Дели. Не буду исполнять закон, чтобы не нагнетать обстановку.
Зачем же народу ПМР содержать ТАКУЮ прокуратуру?
Правительство ПМР, его доброхоты и некоторые легковерные и доверчивые граждане Приднестровья ноют: а что могло сделать наше распрекрасное правительство, когда Приднестровье оказалось в такой прорухе. Кругом, мол, блокады и давления. Правительство вообще утверждает, что осчастливило граждан ПМР своим решением выгрести у них из кармана треть доходов. Иначе, говорит правительство, мы должны были бы напечатать ничем не обеспеченные рубли (то есть погнать инфляцию) или перейти на многомесячные задержки зарплат и пенсий.
Все эти слезы и вопли к теме статьи о прокуратуре как бы не относятся. Однако уклониться от этого довода Правительства нельзя и стоит заметить, что шевчковское правительство, как и во всем другом по рассматриваемой теме нагло врет приднестровцам.
Во-первых, мне, как бюджетнику или пенсионеру глубоко параллельно, как правительство будет исполнять возложенные на него законом обязательства по своевременному и полному финансированию и выплатам зарплат и пенсий. Если данный состав правительства не справляется со своими обязанностями в этой части, он должен быть заменен. Только и всего.
Попытка правительства "сделать добро" бюджетникам и пенсионерам, выгребая у них треть доходов (иначе и 70 процентов не получите), на самом деле является попыткой отсрочить неминуемый крах правительства, неминуемую его отставку, создавая иллюзию, что правительство делает максимум того, что в наших условиях возможно, и никто другой ничего лучше не сделает.
Если бы прокуратура использовала все свои права по надзору за соблюдением правительством законности в такой чувствительной и важной сфере как зарплаты и пенсии, если бы прокуратура заставила правительство исполнять закон, а не заниматься "благотворительностью", то полное банкротство и профнепригодность правительства была бы явственно видна еще в начале года, и решение о смене правительства должно было бы принято еще тогда. Поскольку, действуя по закону, правительство неминуемо бы расписалось в своем полном бессилии и профнепригодности. А так оно прячется за всякими масками благодетелей, за блокадами, кольцами, политической нестабильностью в соседних странах и еще черт знает за чем, что позволяет министрам вместо того, чтобы сидеть на нарах, сидеть в своих уютных и денежных креслах. И все это – за счет ограбленного ими народа Приднестровья.
Во-вторых, не занимаясь тут экономическим ликбезом, могу навскидку предложить способ, как можно было бы достойно и грамотно разрулить ситуацию с зарплатами и пенсиями. И это с помощью лишь одного всем известного экономического инструмента, а их немало, и профессиональное правительство должно было проявить свою профпригодность всего лишь на выборе наиболее подходящего для ПМР в нашей специфической ситуации инструмента.
Правительство (или, учитывая непризнанность Приднестровья, под его гарантию любой правомочный орган, организация, лицо) должно было бы взять кредит в банке на выплату зарплат и пенсий. Не в ПМР, так в России. Не в России, так на мировом финансовом рынке. ПОД ЛЮБЫЕ ПРОЦЕНТЫ. Под любые! В лучшие времена (о которых обещает приднестровцам наше правительство) кредит возвращается с выплатой процентов.
И все!
Правительство ПМР фактически и пошло путем получения кредита, но пошло путем подлым, наглым, не допустимым не только с точки зрения требований закона, но и точки зрения требований морали. Оно, используя свои властные полномочия, без согласия народа залезло к народу в карман и выгребло оттуда свой кредит. Причем кредит БЕССРОЧНЫЙ И БЕСПРОЦЕНТНЫЙ. Ведь нигде в объяснениях правительства вы не найдете указания на то, когда наше доблестное правительство намерено возвращать этот бандитский кредит или что оно вернет кредит с процентами, хотя бы равными ставке рефинансирования ПРБ.
Вот за это наше правительство должно было бы получить от прокуратуры по рукам еще когда только проявились эти его бандитские поползновения.
Но наша прокуратура ничего не сделала и, похоже, делать не собирается.
Зачем же народу ПМР содержать ТАКУЮ прокуратуру?
И. Богданов, политический обозреватель ПМРФ.
(Продолжение следует).