На последнем пленарном заседании Верховный Совет ПМР должен был рассматриваться законопроект комитета по СМИ, возглавляемого  лоббистом Е. Шевчука В. Тобухом. Это была бы уже  вторая попытка ввести цензуру в Приднестровье "на законном основании", поскольку на беззаконном основании цензура уже давно у нас существует. Доказательством тому -  бандитское закрытие командой Е. Шевчука доступа к оппозиционным в ПМР форумам и сайтам, бандитское, то есть без решения суда и даже наличия  соответствующей нормы в законодательстве ПМР. На днях исполнится год этой вопиющей практики затыкания ртов, ликвидации свободы слова в ПМР. И вполне понятно желание приднестровской администрации к славному юбилею своего бандитского деяния стереть эту позорную страницу введением в правовое поле ПМР хотя бы неких норм, допускающих подобные шаги. О первой попытке введения цензуры ПМРФ рассказал здесь.

Разница между двумя  попытками всего лишь в том, что нынче пытались ввести цензуру под прикрытием такого  "верняка", как борьба с детской порнографией, суицидом и прочим насилием. Кто же возьмется защищать детскую порнографию, суицид и насилие? Но законопроект был снят с обсуждения, как было заявлено в связи с многочисленными поправками, которые надлежит рассмотреть. Таки нашлись среди наших депутатов такие, кого на мякине (то есть детской порнографии) не проведешь.

Сегодня ПМРФ публикует проект закона и пояснительную записку к нему. И пользуясь случаем, мы также хотели бы сделать несколько комментариев к этой новой акции тобухчан.


проект

 ЗАКОН ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РЕСПУБЛИКИ  «О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ В  ЗАКОН ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ «ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ  И О ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ»

 

 

Статья 1. Внести в Закон Приднестровской Молдавской Республики
от 19 апреля 2010 года № 57-З-IV «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (САЗ 10-16) с изменениями и дополнениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 20 июня 2012 года № 98-ЗД-V (САЗ 12-26); от 24 декабря  2012 года № 271-ЗИД-V (САЗ 12-53), следующие дополнения:

 

  1. Статью 1  дополнить подпунктами  о) – у) следующего содержания:

 «о) сайт в  глобальной сети Интернет – совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через  глобальную сеть Интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в глобальной сети Интернет;

п) страница сайта в  глобальной сети Интернет (далее – интернет  – страница) – часть сайта в  глобальной сети Интернет, доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в  глобальной сети Интернет;

р) доменное имя – обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в глобальной сети Интернет в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в  глобальной сети Интернет;

с) сетевой адрес – уникальный код (средство) идентификации в сети передачи данных, определяющий при оказании услуг  доступа к глобальной сети Интернет абонентский терминал связи или иные средства связи, входящие в информационную систему;

т) владелец сайта в глобальной сети Интернет – лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в глобальной сети Интернет, в том числе порядок размещения информации на таком сайте;

у) провайдер хостинга -   юридическое лицо, оказывающее услуги по доступу к глобальной сети Интернет и информационным ресурсам для размещения информации в информационной системе, постоянно подключенной к глобальной сети Интернет в соответствии с условиями лицензии, выданной в установленном законом  Приднестровской Молдавской Республики об электросвязи порядке, и в соответствии с условиями договора, заключенного с оператором электросвязи сети общего пользования».

    2. Дополнить Закон статьей 14-1 следующего содержания:

«Статья 14-1. Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в  глобальной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в  глобальной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Приднестровской Молдавской Республике запрещено

1. В целях ограничения доступа к сайтам в  глобальной сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Приднестровской Молдавской Республике запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в  глобальной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в  глобальной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Приднестровской Молдавской Республике запрещено» (далее – реестр).

2. В реестр включаются:

а) доменные имена  и  (или) указатели страниц сайтов в  глобальной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Приднестровской Молдавской Республике запрещено;

б) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в глобальной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Приднестровской Молдавской Республике запрещено.

3. Создание, формирование и ведение реестра осуществляются исполнительным органом государственной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области  информационных технологий и связи в порядке, установленном Правительством Приднестровской Молдавской Республике.

4. Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в пункте 2 настоящей статьи, являются:

а) решения уполномоченных Правительством Приднестровской Молдавской Республике исполнительных органов государственной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Приднестровской Молдавской Республике, в отношении распространяемых посредством  глобальной сети Интернет:

1) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;

2) информации о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров;

3) информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства.

б) вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством  глобальной сети Интернет, информацией, распространение которой в Приднестровской Молдавской Республики запрещено.

5. Решение о включении  в   реестр сведений, указанных в пункте 2 настоящей статьи, содержащие информацию, распространение которой в Приднестровской Молдавской Республике запрещено, может быть обжаловано владельцем сайта в глобальной сети Интернет, провайдером хостинга, оператором электросвязи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к глобальной сети Интернет, в суд в течение трех месяцев со дня принятия такого решения.

6. В течение суток с момента получения от оператора реестра уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайтов в  глобальной сети Интернет в реестр провайдер хостинга обязан проинформировать об этом обслуживаемого им владельца сайта в глобальной сети Интернет и уведомить его о необходимости незамедлительного удаления интернет – страницы, содержащей информацию, распространение которой в Приднестровской Молдавской Республике запрещено.

7. В течение суток с момента получения от провайдера хостинга уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайтов в  глобальной сети Интернет в реестр владелец сайта в глобальной сети Интернет обязан удалить интернет-страницу, содержащую информацию, распространение которой в Приднестровской Молдавской Республики запрещено. По истечению  суток после получения уведомления в случае отказа или бездействия владельца сайта в глобальной сети Интернет провайдер хостинга обязан ограничить доступ к такому сайту в  глобальной сети Интернет в течение суток.

8. В случае непринятия провайдером хостинга  и (или) владельцем сайта в глобальной сети Интернет мер, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи, сетевой адрес, позволяющий идентифицировать сайт в глобальной  сети Интернет, содержащий информацию, распространение которой в Приднестровской Молдавской Республике запрещено, включается в реестр.

9. В течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в  глобальной сети Интернет, содержащий информацию, распространение которой в Приднестровской Молдавской Республике запрещено, оператор электросвязи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к глобальной сети Интернет, обязан ограничить доступ к такому сайту в  глобальной сети Интернет.

10. Исполнительный орган  государственной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области  информационных технологий и связи  исключает из реестра доменное имя или сетевой адрес, позволяющий идентифицировать сайт в сети Интернет, на основании обращения владельца сайта в глобальной сети Интернет, провайдера хостинга, оказывающего услуги по предоставлению доступа к глобальной сети Интернет, не позднее чем в течение трех дней со дня такого обращения после принятия мер по удалению информации, распространение которой в Приднестровской Молдавской Республике запрещено, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об отмене решения исполнительный органа государственной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области  информационных технологий и связи,  о включении в реестр доменного имени или сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в  глобальной сети Интернет.

11. Порядок взаимодействия оператора реестра с провайдером хостинга и порядок получения доступа к содержащейся в реестре информации оператором электросвязи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к глобальной сети Интернет, устанавливаются уполномоченным Правительством Приднестровской Молдавской Республики исполнительным органом государственной власти».

Статья 2. Настоящий Закон  вступает в силу с 1 января 2015 года.

Президент

Приднестровской Молдавской Республики                        Е.В. ШЕВЧУК


ОБОСНОВАНИЕ

к проектам законов Приднестровской Молдавской Республики «О внесении  дополнений в  Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об информации, информационных технологиях  и о защите информации»,   «О внесении  изменений  и дополнений в  Закон Приднестровской Молдавской Республики «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», «О внесении изменений и дополнений в закон Приднестровской Молдавской Республики «О средствах массовой информации», «О внесении  дополнения в  Закон Приднестровской Молдавской Республики «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

 

Представленные в едином пакете законопроекты разработаны в соответствии  с Планом законотворческой деятельности Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики на 2013 год. Работа над законодательными инициативами была проведена с целью гармонизации законодательства Приднестровской Молдавской Республики с Российской Федерацией.

Проекты законов представлены с целью обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних, путем введения законодательных гарантий и организационно-правовых механизмов защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, распространение которой происходит посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе в глобальной сети Интернет).

Для реализации поставленных задач законопроектом предлагается новая редакция статьи 14 Закона Приднестровской Молдавской Республики «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Так, понятие «пункт коллективного доступа» предлагается заменить на содержащееся в понятийном аппарате закона определение «места, доступные для детей».

Предлагается дополнить статью 12 Закона так успешно апробированным в зарубежной  и российской практике положениями, о единых знаках информационной продукции в графической форме для всех видов такого рода продукции в соответствии с возрастной категорией детей  для однозначного их понимания гражданами Приднестровской Молдавской Республики.

 В тексте законопроекта уточняется порядок размещения знака информационной продукции в телепередачах, который  должен размещаться в начале телепередачи, а также в начале каждого возобновления трансляции такой передачи после ее прерывания рекламой, анонсами, выпусками новостей и т.д. Это устраняет коллизию действующей редакции, которая предполагает размещение знака информационной продукции перед началом трансляции, что в реальной вещательной практике предполагает его размещение в рекламных паузах. Аналогичный порядок предусматривается и в отношении размещения сообщения об ограничении распространения информационной продукции, распространяемой посредством радиовещания. Требование о размещении сообщения об ограничении распространения информационной продукции в радиопередаче не распространяется на радиопередачи, транслируемые в эфире без предварительной записи.

Предлагается изменить порядок проведения экспертизы информационной продукции и тем самым устранить избыточность полномочий уполномоченного Правительством Приднестровской Молдавской Республики органа исполнительной власти (далее – уполномоченный исполнительный орган государственной власти). Так, экспертиза информационной продукции для любых физических и юридических лиц будет проводиться на договорной основе экспертом, экспертами и (или) экспертными организациями, аккредитованными уполномоченным органом исполнительной власти. При этом  законопроект предусматривает, что порядок аккредитации экспертов и экспертных организаций, приостановления и прекращения действия выданных аттестатов аккредитации, ведения реестра аккредитованных экспертов и экспертных организаций устанавливается вышеуказанным уполномоченным органом исполнительной власти.

Заявитель сам выбирает эксперта и (или) экспертную организацию для проведения экспертизы конкретной информационной продукции. Для этого уполномоченный орган исполнительной власти, обязан размещать в глобальной сети Интернет на своем официальном сайте необходимые сведения из реестра аккредитованных экспертов и экспертных организаций.

Проект закона также содержит перечень  требований к экспертам,  устанавливает срок проведения экспертизы, а также то, что оплату экспертизы информационной продукции осуществляет заявитель на договорной основе с экспертом и (или) экспертной организацией.

 

Законопроектом предусматривается внесение изменений в следующие законодательные акты Приднестровской Молдавской Республики:

  1. Закон Приднестровской Молдавской Республики
    от 19 апреля 2010 года № 57-З-IV «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
  2. Закон Приднестровской Молдавской Республики
    от 29 августа 2008 года № 536-З-IV «Об электросвязи»;
  3. Закон Приднестровской Молдавской Республики
    от 11 апреля 2003 года № 263-З-III «О средствах массовой информации».

Предлагаемые дополнения и  изменения в вышеперечисленные действующие законодательные акты Приднестровской Молдавской Республики являются составной частью пакета представленных законопроектов.

 

В частности, законодательной инициативой предлагается создать механизм блокирования интернет – страниц, содержащих информацию, запрещенную для  распространения на территории Приднестровской Молдавской Республики, хостинг провайдерами, операторами электросвязи. В частности, речь идет о ресурсах с порнографическими изображениями несовершеннолетних, а также с информацией, пропагандирующей наркотики, психотропные вещества и их прекурсы, развращение и понуждение детей к действиям сексуального характера, их сексуальную эксплуатацию, побуждающей детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству. Интернет-ресурсы, на которых размещается запрещенная информация, за исключением вышеперечисленных материалов, включаются в реестр по решению суда. При этом на владельцев сайтов возлагается обязанность в течение суток с момента получения уведомления от хостингпровайдера о включении сайта в реестр прекратить размещение на сайте запрещенной информации.

В случае непринятия владельцем сайта мер, направленных на прекращение размещения запрещенной к распространению информации в течение суток, после получения уведомления от хостинг провайдера, хостинг провайдер обязан заблокировать доступ к сайту в  глобальной сети Интернет. В случае непринятия хостинг провайдером мер по блокированию доступа к сайту в  глобальной сети Интернет, оператор Реестра включает сетевой адрес сайта, на котором размещается информация, распространение которой на территории Приднестровской Молдавской Республики запрещается в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в  глобальной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в  глобальной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Приднестровской Молдавской Республике запрещено». Оператор связи обязан ограничить доступ к запрещенной информации, распространяемой посредством сети Интернет не позднее суток с момента включения сетевого адреса в Реестр.

Решение о включении доменных имен и (или) универсальных указателей  страниц сайтов в глобальной сети Интернет и сетевых адресов в  глобальной сети Интернет в Реестр может быть обжаловано в суд владельцами сайтов, хостинг провайдерами, операторами электросвязи в течение трех месяцев с даты вынесения решения.

Порядок ведения Реестра, а также информирования владельцев сайтов, хостинг провайдеров, операторов электросвязи, о включении(исключении) доменных имен и (или) универсальных указателей страниц сайтов в глобальной сети Интернет и сетевых адресов сайтов в  глобальной сети Интернет в Реестр, должен определяться Правительством Приднестровской Молдавской Республики.

Законопроект вводит понятие «сетевого издания» для сайтов в сети Интернет, зарегистрированных в качестве СМИ. При этом законопроект сохраняет принцип добровольности регистрации Интернет-сайтов в качестве СМИ.

Для принятия законопроектов представленных в едином пакете не потребуется принятие  дополнительных законодательных актов о введении их в действие.

Для реализации проекта закона ПМР «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» потребуются дополнительные финансовые затраты из республиканского бюджета на  создание «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в  глобальной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в  глобальной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Приднестровской Молдавской Республике запрещено» и также для размещения в глобальной сети Интернет на своем официальном сайте необходимые сведения из реестра аккредитованных экспертов и экспертных организаций.

Ввести в действие представленные законопроекты предлагается с 1 января 2015 года.


KOMMENT-PMRF3Прежде всего вызывает вопрос, насколько актуальна для ПМР проблема детской порнографии, суицида и т.п. на ПРИДНЕСТРОВСКИХ САЙТАХ?  Сдается нам, что все-таки эти факты на ПРИДНЕСТРОВСКИХ сайтах еще надо поискать да поискать. Разумеется, глобальная сеть завалена этой гадостью. Так что, наши законодатели решили побороться за моральный облик всей мировой сети? А не хило вам будет, ребята? Пупок не развяжется? Или вы собираетесь эту головную боль на провайдеров обрушить? Спасибо, родные! Может, займетесь чем-нибудь более реально достижимым, ну там, остановить горные ледники, оросить Сахару и т.п.

Совершенно очевидно, что закон, если он будет принят, абсолютно не исполним в беспредельном пространстве интернета. Но его вполне возможно исполнить выборочно для конкретных некоторых сайтов. Что же это за сайты?

Совершенно очевидно, что использование редчайших или даже вообще отсутствующих  в ПМР фактов порнографии, суицида и т.п. НА ПРИДНЕСТРОВСКИХ сайтах потребовалось только для того, чтобы оправдать введение в ПМР цензуры оппозиционных  ПРИДНЕСТРОВСКИХ интернет-ресурсов, при этом способом, не поддающемуся никакому общественному контролю, просто по любому сигналу анонимных лиц. "Петя, – говорит помощник прокурора своему коллеге, – зайди в соседнюю комнату и позвони мне, чтобы у меня был сигнал и повод закрыть этот долбанный сайт". Такая примерно закладывается схема.  Только вместо сигналов об экстремизме или там  призывов к участию в несанкционированных митингах, которые проталкивались в первой попытке, нынче поводом является детская порнография. Проверить была там порнография или нет после того, как доступ к сайту будет закрыт, невозможно. И лепи что хочешь! (Между прочим, законопроект предусматривает возможность обжаловать действия блокировщиков в суде в течение трех месяцев. Но как доказать суду, что на заблокированной картинке не  порнография, а цветок лотоса? Доступ-то к ней заблокирован. Все равно, что: мы тебе залепим скотчем рот, чтобы не матерился, при этом у тебя есть право высказать свои претензии).

Правда, в нынешнем проекте его авторы кое-что оставили и суду (п. 4 б) законопроекта): основанием для санкций является также "вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством  глобальной сети Интернет, информацией, распространение которой в Приднестровской Молдавской Республики запрещено".

Этим самым открывается дорога на широкий оперативный простор. То есть порнографию блокировать можно без суда, а вот все остальное, безбрежно широкое, тоже можно -  по суду. При этом базовым понятием объявляется "информация, распространение которой в Приднестровской Молдавской Республике запрещено". Хотелось бы еще знать, что это такое? И поточнее, поконкретнее. Может быть, речь идет о государственной или коммерческой тайне? Или о врачебной? Или о банковских счетах? Или о содержании вскрытых чужих писем?  Вообще тобухчане предложили некий новаторский подход в информационной сфере, и он может грозить нашей республики падением и без того  хилого имиджа: ведь в ПМР, оказывается, имеется  информация, распространение которой запрещено. Не деяние, о котором запрещено информировать (например, способ изготовления  бомбы, или призыв к еврейскому погрому или изготовление детской порнографии), а информация сама по себе.

Вызывает недоумение притязания разработчиков на право закрывать доступ не только к конкретному "преступному" контенту, но и к сайтам в целом. Разумеется, так проще, меньше мороки. Взял и все сразу отрубил. Но вряд ли такой подход можно назвать правовым и правильным, поскольку данная мера лишает возможности пользователей сети  знакомиться с материалами  заблокированных сайтов, которые не подпадают под запрет. Например, с выступлениями президента Е. Шевчука, министров, депутатов, которые публикует ПМРФ, и которые сегодня  недоступны для читателей ПМР, поскольку ПМРФ заблокирован целиком. Не говоря уже о том, что  соответствующие нормы международного права допускают только блокирование запрещенных контентов.

К опубликованному законопроекту  много замечаний. Вообще стоило бы такие вещи предварительно обсуждать с общественностью и специалистами средств массовой информации, ведь среди тобухчан таковых нет.  Провести, например, парламентские слушания. Думается,  никто из участников не стал бы спорить с необходимостью регулирования доступа к интернету, если при этом выдерживались бы три обязательных принципа:

1. Решения об ограничениях в сети интернет принимает только суд. Исполнительные органы и отдельные лица имеют право предпринимать действия по ограничению свободы интернета только по конкретному, адресованному им как исполнителям, решению суда.

2. Суды принимают решения по ограничению свободы в интернете только на основании законодательно утвержденного закрытого перечня поводов для подобных ограничений. При этом в максимальной степени должны применяться нормы международного права об ограничениях свободы в интернете.

3. Ограничение доступа ко всему сайту запрещено. Объектом ограничения доступа может быть только  противоправный контент.

Нам в Приднестровье, дай Бог, хотя бы с  судебными решениями  и их исполнением разобраться, без ретивых энтузиастов цензуры. Ведь уже одно из первых дел у нас по ограничению свободы в интернете – дело А Сафонова против М. Бергмана продемонстрировало полное непонимание судьей проблем и специфики интернета. На это накладывается еще и известная подневольность наших судей и другие факторы, превращающие нашу правовую жизнь в полный беспредел. Достаточно сказать, если не отходить от затронутого дела А. Сафонова, что вот уже полгода существует судебное решение, предписывающее закрыть в течение трех дней сайт А. Сафонова. А доступ к нему открыт до сих пор, в этом каждый может убедиться. С другой стороны, вот уже скоро год как без всякого судебного решения и, более того,  даже при полном отсутствии соответствующих правовых норм (они только сейчас предлагаются к принятию) заблокирован доступ к десятку оппозиционных сайтов и форумов ПМР. При этом гарант конституции и прокурор ПМР строят невинные  глазки, как будто это все происходит на Луне.

Если таково правовое государство ПМР  (каким оно является по конституции), то что такое правовой бардак?

Разумеется с детской порнографией бороться необходимо. Но методы этой борьбы на национальном уровне совсем другие.  Они, прежде всего связаны с улучшением воспитания, в том числе, семейного (мамы должны контролировать, что смотрят по компу их детки), в развитии форм и доступности альтернативного времяпрепровождения детей и их общения, прежде всего, спорта, творчества, туризма, научного поиска,  чтения, активного отдыха, труда, военно-патриотической работы и т.д. Чтобы в каждом дворе была спортивная площадка, а не гадючник с выпивкой. Чтобы проводились соревнования, конкурсы, а детям было куда выйти из дома, кроме как в бар. Чтобы каждое предприятие предусматривало рабочие места для подростков. Чтобы дети приобщались к большим и полезным делам, как беспризорники в 30-е годы, которые в своих колониях дали старт целой отрасли народного хозяйства СССР – производству портативных фотоаппаратов. Чтобы родители могли найти работу дома, в Приднестровье, а не бросать детей на беспомощных бабушек, уезжая на работу за рубеж. И т.д. и т.п.

Что, слабо идти по этой дороге? Вот и  я о том же…

Илья Богданов.

Поделиться ссылкой
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники