"Понижение статуса и роли вышеназванных структур (речь о структурах, обеспечивающих госбезопасность и информационную защиту государства, – Л.Л.)  снова оживило опасения известной доли приднестровского общества о том, что защита суверенитета, независимости и вообще интересов государства не является для новой администрации приоритетной задачей. Люди задаются вопросом: президентом ПМР является Е.В. Шевчук или президентом ООО? Многие первые шаги позиционируют его скорее как президента от бизнеса (и даже не крупного, все-таки по определению государственно направленного, а среднего и мелкого бизнеса, для которого интересы государства являются лишь  понижающими прибыли)".

Л.Леонов. Книга "Диктатура дилетантов". Глава "С нуля" (февраль 2012 г.)

См.также  Р. Коноплев. ПМР как бизнес-проект (апрель 2015 г.)

 

В преддверии Дня Победы ко мне на корпункт в очередной раз зашел какой-то представитель Слободзейских электрораспределительных сетей и в очередной раз предложил (попросил, потребовал – не готов сразу сказать , что это было за действие с его стороны) поменять электросчетчик в квартире. 

Казалось бы похвально, что даже в канун великого праздника людям неймется, и они спешат завершить объемы профинансированных работ. Это и понятно: у людей есть работа, значит, будет и зарплата.

Однако посмотрим на этот визит с другой стороны.

Особенно налегал представитель электросетей на то, что замена счетчика  мне не будет ничего стоить, все будет сделано бесплатно, включая работу и стоимость прибора. При том, что, по его словам, действующий счетчик работал исправно. К тому же, счетчик  при приватизации был установлен  новый на смену старого и в общем пахать ему еще без проблем лет ..дцать, если не больше.

Я в очередной раз ответил отказом. За последний год с подобным предложением (просьбой, требованием) ко мне обращались не раз разные представители электросетей, в том числе, и женщины. Почему отмечаю этот  нюанс? Потому что всегда считал, что женщины более исполнительны и обязательны, и что они доведут до руководства мою категорическую просьбу: не подъезжать ко мне с подобными предложениями. Пусть лучше, говорил я,  продадут мой счетчик (а он таки немалых денег стоит) и отдадут вырученную сумму какому-нибудь пенсионеру. Зачем тратить деньги на замену того, что и так неплохо работает? Особенно сегодня производить эти ненужные траты, когда наше государство не может свести концы с концами. Бесплатного же ничего не бывает. И эти счетчики, и работа все равно оплачены или через стоимость тарифа на электроэнергию, или за счет бюджетных средств. Но женщины тоже оказались либо не исполнительными и не передали мою просьбу, либо руководство гнуло свое, и ко мне раз за разом наведывались очередные "благодетели".

Справедливости ради надо сказать, что программа замены счетчиков была принята еще в относительно благополучном 2009 г., при Смирнове. Однако счетчики были закуплены в 2013-2014 г. уже при Шевчуке. И куплено это все в Словакии, разумеется, на доллары, примерно по полсотни долларов за штуку. Эта программа отсасывает средства и в крайне неблагополучном 2015 г.: на зарплату, на транспорт, на топливо и т.д.

Потом я вспомнил, что если судить только по моему корпункту и дому, то за последние годы в Приднестровье проведена огромная, прожорливая операция по освоению финансовых ресурсов там. где это было или совершенно излишне (как например, в случае с моим электросчетчиком) или не являлось первоочередным в нынешних сложных экономических условиях.

Так, только в нашем подъезде на всех этажах были заменены на новые все пакетные электровыключатели. Заменена  кабельная проводка общего пользования. Установлен особый счетчик, по которому можно вычислить объем "общей" для всех жильцов потребляемой электроэнергии электрическими лампочками, установленными на площадках на случай темного времени суток. Сами эти лампочки на площадках  были заменены на дорогущие устройства с несусветной автоматикой, которые должны были включать особый осветительный прибор при приближении человека, а если никто не движется, то и света в подъезде ночью нет. Разумеется все это импортного производства и плохо отрегулировано. Автоматика, например, никак не хочет включаться, когда ночью заходишь на площадку подъезда:  надо или сильно вертеться, как цуцик, или махать  руками, а в конечном счета, все равно  впотьмах искать специальный выключатель и его включать, игнорируя таким образом все эту дорогущую автоматику. Потом лихорадочно искать по карманам ключи от квартиры,  чтобы успеть  вставить в замок, поскольку  блаженный автоматический свет выключается аккурат тогда, когда ты собираешься засунуть ключ в замок (приходится снова махать руками, или вертеться, как цуцик, или во мраке тянуться  к выключателю, чтобы появилось освещение).

Но я не об этих накладках хочу сказать. Бог с ним, с накладками. Меня как гражданина ПМР  беспокоит куча денег, миллионы долларов, которое государство при Шевчуке выбрасывает (буквально) на ненужную или на не первоочередную работу и материальные затраты, в то время, как пенсионеры недополучают пенсию из-за отсутствия в казне денег, бюджетникам не выплачивают полную зарплату по той же причине, безработным не выплачивают пособия, сворачиваются важные государственные программы за отсутствием финансирования. И сокращенные эти зарплаты и пенсии уже для некоторых приднестровцев выходят ниже прожиточного минимума в ПМР, и люди  начинают просто голодать.

Не готов назвать сумму, ее, впрочем, не так сложно и определить, например, для Счетной палаты ПМР, но навскидку только на оплату электросчетчиков и работу по их установке в 5000 квартир Днестровска потрачено около 3-4 млн. рублей ПМР. Вся эта процедура по всему Приднестровью обошлась в 2-3 млн. долларов. Это без учета кабельного хозяйства, пакетников и бестолковой автоматической тьмы.

Дальше я стал замечать, что не все конторы у нас при Шевчуке так щедро подкармливаются заказами и финансами. А только некоторые, избранные, так сказать.

Например, долго я воевал и с заменой  недавно  установленного газового счетчика на новый. У недавно установленного, оказывается, истек срок до калибровки, и его непременно надо снять. Возможно, так оно и есть.  Но ведь это правило прописано для благополучных государств с благополучной экономикой и бюджетом. Никто мне не докажет, что сегодня в ПМР важнее соблюдать требования по своевременной поверке газовых счетчиков и замене электросчетчиков на новые цифровые устройства, чем соблюдать  требование людей, пенсионеров, детей, больных на  нормальное питание (т.е. хотя бы по нормам), на лекарства, на лечение, на учебу и на маломальскую одежду с обувью.

Не так уж трудно определить круг подкармливаемых при Шевчуке. Это  газовщики,  это электросети, это металл и металлолом, это автотранспорт, это таможня, это оптовая торговля. Особое финансирование получает также МИД, заведение г-жи Штанской, где были установлены двойные зарплаты в условиях, когда остальным бюджетникам урезали основную зарплату. В последнее время в перечень  активно прорывается  медицинский бизнес, на который группа Шевчука все больше и больше накладывает лапу.

Если посмотреть на трехлетнюю деятельность нашего президента, пришедшего на уже довольно четко поделенные ресурсы, предприятия и возможности, то можно отметить, что, безусловно, главное, что ему удалось достичь за эти годы – это перераспределение поделенного до него, плюс открытие новых возможностей для извлечения доходов, которые предоставляют рычаги государственной власти.

Сегодня я бы подкорректировал высказанный в книге "Диктатура дилетантов"  вопрос о том, является ли Шевчук президентом ПМР или президентом ООО. Сегодня я бы сказал, что он является президентом не ООО, а ЗАО (закрытого акционерного общества). Действительно, главной задачей ЗАО является извлечение прибыли. Чем себя не обделяет и группа Шевчука. Как и ЗАО, группа Шевчука является действительно закрытой группой: в условиях нехватки тающих ресурсов, непомерных аппетитов и монопольно фантастических доходов участников этой группы  туда не так-то легко попасть.  Так, наши приднестровские перевозчики ( в том числе, и пассажиров) на каждом километре зарабатывают   в 4-5 раз больше,  чем, например, одесские (на эту тему на ПМРФ был размещен не один материал).

Единственное чем отличается ЗАО ПМР Шевчука от "обычного" ЗАО, так это наличием мощного государственного ресурса, который  и не снился замученному конкурентной борьбой "обычному" ЗАО.  ЗАО ПМР имеет возможность не только направлять финансовые потоки из бюджета для подкармливания  тех или иных избранных, для формирования и пополнения так называемых "внебюджетных фондов" (а иначе в этих фондах деньгам просто неоткуда взяться), но и подавлять конкурентов самыми разными способами, включая административное, уголовное, судебное, контрольно-надзорное и   иное преследование.

Для примера можно привести ситуацию на рынке металлолома. Как свидетельствует не понаслышке знакомый с этой сферой человек , до Шевчука поставкой металлолома на ММЗ в ПМР на конкурентных условиях занимались 34 фирмы. В 2012 г., в первый же год своей власти,  Шевчук издал указ, по которому операции с металлоломом были разрешены только одной фирме "Вторчермет", которой руководил приближенный к Шевчуку  в ранге советника Ю. Мельник. Это тот самый Мельник, который сразу сел в лужу по части демонстрации своих управленческих и предпринимательских способностей, когда в начале нынешнего года его поставили по несчастью управлять ММЗ. И был тут же снят с должности.

Ему всегда удавалось только одно. Как утверждает источник, пользуясь монопольным положением "Вторчермета", он платил поставщикам металлолома на 130 долларов за тонну меньше, чем продавал на ММЗ. Это давало компаньонам около 48 млн. рублей прибыли ежегодно. До создания монополии "Вторчермета" Молдавский металлургический завод получал в 3-8 раз больше металла от 34 конкурирующих фирм. Бюджет ПМР после создания металлоломной монополии стал получать в 5-8 раз меньше налогов от этого вида деятельности, чем получал раньше.

Для достижения полной монополии, по мнению источника, в ЗАО ПМР строптивцев направляли на отсидку. Один из них, предприниматель А. Трубников, умер в заключении при невыясненных до сих пор обстоятельствах.

 Сегодня мы видим, как на наших глазах рождается новая кормушка в ЗАО ПМР. Рождается как обычно это стало в ПМР – то есть по указу президента,  в обход законодателей, Верховного Совета ПМР. Речь идет об ОСАГО – обязательном автостраховании гражданской ответственности. Торопясь прорваться к новым доходам,  президент Шевчук сдвинул введение этой обременительной мзды с 1 января 2016 г. на 1 июня 2015 г. Разумеется, сегодня в условиях невыплат зарплат, тяжелого экономического положения, социального тупика, созданного в ЗАО ПМР, самое время облагать людей новыми поборами. От введения которых государство и бюджет мало что  получает. Выгодоприобретателем, разумеется, как и принято в ЗАО ПМР,  становится вполне конкретная единственная страховая фирма и вполне конкретное физическое лицо.

По странному совпадению, этим счастливчиком  является муж  министра финансов ПМР по фамилии Гиржул.

Но об этом читайте в приложении к статье.

Лев  Леонов, политолог, журналист.


Приложение

ОСАГО можно перевести  как "кормушка Гиржул"

Не успело Правительство погрузить приднестровскую экономику в тяжелейший за всю историю кризис и провалить отчет перед Верховным Советом, как у них тут же нашлись новые идеи по запудриванию мозгов гражданам и методы нечистоплотного обогащения.

Уже с 1 июня на территории Приднестровья начнет действовать обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО). Президент и Правительство всячески уклоняются от ответа на вопрос — зачем в кризис вводить дорогостоящее ОСАГО и тем самым ухудшать материальное положение граждан? Даже в Министерстве иностранных дел Приднестровья отметили, что «согласование этого документа прошло не так гладко, как сторонам хотелось еще на старте разработки этого вопроса».

Напомним, что ОСАГО в ПМР было введено по указу президента, а не по закону, принятому Верховным Советом.

К настоящему времени в рамочный механизм вошли одна страховая компания из Приднестровья — ЗАО «СБ — Универсальные системы страхования», а также шесть из Молдовы: Moldcargo, Acord Grup, Asterra Group, Transelit, Klassika Asigurari и Galas. Как отмечается на сайте ИА «Новости Приднестровья»: большинство из указанных молдавских страховщиков покрывают малую долю страхового рынка в РМ. Под вопросом остаётся участие наиболее крупных компаний, которым принадлежит больше половины рынка страхования в Молдове.

ИА «Новости Приднестровья» умалчивает тот факт, что единственная компания ЗАО «СБ — Универсальные системы страхования», уполномоченная продавать полисы ОСАГО, вообще неизвестна на рынке страховых услуг в ПМР. Об этой компании достоверно известно одно — ее директором является Владимир Гиржул — супруг министра финансов Приднестровья Елены Гиржул.

girjuli

Нина Штански при этом считает введение в республике ОСАГО «логичным и ожидаемым шагом» исходя из общепризнанной практики, от которой Приднестровье в определенной степени отставало, а также подчёркивает, что решение по взаимопризнанию страховок выигрышно как для Молдовы, так и для Приднестровья. Однако умалчивает о том, как быть приднестровцам, которые, помимо Молдовы, выезжают и в другие страны? Ответ прост — приобретать еще одну страховку.

Таким образом, каждый житель республики, который хотя бы изредка пересекает границу (а таких подавляющее большинство), будет вынужден приобретать как минимум 2 страховых полиса.

Теперь перейдем к очковтирательству, с 1 июля также по указу президента в Приднестровье появится Национальная платежная система.

Зачем нужна эта система, да еще в кризис, сказать сложно.

Приднестровскому республиканскому банку поручено разработать товарный знак (логотип) Национальной платежной системы, а также обеспечить его государственную регистрацию. В изображении логотипа должно быть применено слово «Приднестровье».

Правительство ПМР разработает и утвердит порядок деятельности организаций, осуществляющих розничную торговлю, а также комплекс мер, обеспечивающих возможность оплаты товаров (работ, услуг) покупателем с использованием карт Национальной платежной системы, а также наличных расчетов по выбору потребителя.

То есть ПРБ и Правительство будут разрабатывать логотип и комплекс мер, обеспечивающих возможность оплаты товаров, а стабилизацией экономической ситуации в республике и поиском путей по выходу из кризиса пускай занимается кто-то другой.

Порядок будет!

Источник

Поделиться ссылкой
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники